Образование — для всех, а не для избранных!

17 сентября в Москве прошел Конгресс российского образовательного сообщества. Он был организован Коммунистической партией Российской Федерации и Общероссийским общественным движением «Образование для всех». В работе форума принял участие Председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов.

Более тысячи человек собрались в зале театра «Содружество актеров Таганки». География участников Конгресса – от Забайкалья до Калуги. Цель форума – обсудить проблемы российского образования, а также рассмотреть законопроект «О народном образовании», разработанный депутатами фракции КПРФ в Государственной Думе и экспертами движения «Образование для всех». Этот документ является альтернативой правительственному проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Открыл заседание Народный артист РСФСР, художественный руководитель театра «Содружество актеров Таганки» Н.Н.Губенко, рассказавший о кризисе не только в системе просвещения, но и во всем государстве.

«Мы потеряли государство равных возможностей с обязательным всеобщим средним образованием. Мы обретаем общество, основанное на классовой вражде. Спасибо, что собрались здесь для того, чтобы этому помешать», – обратился к участникам Конгресса Н.Н.Губенко.

Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, заместитель Председателя Государственной Думы, профессор МГУ им. Ломоносова И.И.Мельников озвучил причину, по которой КПРФ проводит свои «круглые столы», конгрессы и слушания, невзирая на колкости прессы о том, что это «напрасно».

«Я хочу твердо заявить, что мы делаем это не напрасно – ситуация меняется. Многие из вас были участниками парламентских слушаний, которые мы проводили в январе в Госдуме. После них появилась лавина публикаций против законопроекта Фурсенко. Вооружившись общественным мнением, фракция КПРФ не допустила принятие этого отупляющего закона», – подчеркнул Иван Иванович. Он также отметил, что в результате его рассмотрение переносили три раза.

Лидер КПРФ Г.А.Зюганов в своём выступлении подчеркнул, что вопрос качественного образования, подготовки кадров – самый главный для страны.

«Сегодня уже всем очевидно, что нужна новая модель, и её поиск идёт довольно интенсивно.

На наших огромных просторах осталось 2% от численности населения планеты, но сосредоточена треть главных стратегических ресурсов. И никто из соседей (а мы соприкасаемся со всеми центрами силы), не в состоянии решить свои проблемы, ни присосавшись к российским богатствам.

В Америке сейчас проживает 310 миллионов человек. Если бы не порушили Советский Союз, нас было бы примерно столько же. В объединённой Европе проживает 500 миллионов человек, в Китае – 1 млрд. 340 миллионов плюс 100 миллионов китайцев работают в других странах, но деньги везут к себе домой, в Индии – 1 млрд. 100 миллионов. Нас по численности населения обогнала уже Бразилия, а на пятки наступает целый ряд других стран. Это означает, что если мы не будем развивать современные технологии и производство, не будем грамотными, сильными, здоровыми и крепкими, нас разорвут похлеще, чем Югославию, Ирак и Афганистан вместе взятые.

Чтобы нам выжить на этих просторах, надо иметь минимум 220-250 миллионов населения, а чтобы быть конкурентоспособными в мире, нужно 300 миллионов человек. Таким образом, союз России, Белоруссии, Украины и желательно Казахстана – не выдумка политиков, а жизненная необходимость. Но для его создания нужна другая внешняя политика.

Вопрос качественного образования, подготовки кадров, для страны становится самым главным. Не решим его, опираясь на тот закон об образовании, который вносит наша фракция, не справимся и с остальными задачами – некому их будет решать. Но решить их можно лишь под знаменем справедливости, народовластия, уважения к своей Державе и нашей великой истории».

Лауреат Нобелевской премии, депутат Государственной думы от КПРФ Ж.И.Алфёров в своём выступлении сказал: «Нам нужно иначе готовить кадры, нужно, чтобы они оставались в своей стране, а не уезжали». Только так, по его мнению, можно решить главную проблему Отечества – возрождения экономики на основе высокотехнологичных отраслей промышленности.

Альтернативный образовательный законопроект КПРФ представил Заместитель Председателя Комитета Госдумы по образованию, председатель общероссийского движения «Образование для всех» О.Н.Смолин.

Основные отличия законодательной инициативы КПРФ от проекта правительства:

По проекту коммунистов, образовательная деятельность – это не оказание услуги, а социальное служение. С нашей точки зрения, расходы на образование – это не бремя государственного бюджета, это, напротив, самые выгодные для государства инвестиции в человека. Основная же цель просвещения – не воспитание квалифицированного потребителя, а многостороннее развитие творческого человека.

Залог успеха модернизации – это не элитарное образование для детей правящего класса, а эгалитарное образование для всех.

Предлагаем в течение трех лет увеличить расходы на образование до 7% от ВВП. Сейчас, по данным Общественной палаты, – примерно 3,5%. В 50-е годы в СССР было 10%. Ни одна страна в мире не провела успешной модернизации, не вкладывая в образование меньше 7% от ВВП.

Особо нужно выделить пункт №4 законопроекта: подушевое финансирование образовательных учреждений, которое превращается в «удушающее» для небольших школ – особенно сельских. Во всех странах мира они финансируются по более сложной формуле. Мы требуем, чтобы подушевое финансирование не было единственным принципом расходования бюджета.

Обращая внимание на пункты №8 и №11, отметим, что мы требуем вернуть в образовательный стандарт содержание. Мы предлагаем прямо в законе записать те предметы, которые являются обязательными для изучения в школе. Если оставить только пять предметов, а остальные давать по выбору – как лоскутное одеяло, то о модернизации можно забыть. Потому что основные открытия делаются на стыках наук.

Депутаты-коммунисты рассказали и о социальной составляющей существующего стандарта: в школах должны быть спортивные залы, двухразовое питание, различные высокотехнологичные элементы образования. Только отвечает за это сама школа. Мы считаем, что гарантировать все это должно государство – таково одно из ключевых наших требований.

Освещая 12-й пункт законопроекта, нужно уделить особое внимание информационной политике и необходимость восстановления государственного образовательного канала в метровом волновом диапазоне наряду с ТК «Культура». Правительственный законопроект об этом ничего не говорит.

Говоря о статусе педагогических работников, законопроект КПРФ противопоставил идее правительственного законопроекта о том, что зарплата учителя должна соответствовать среднему окладу по региону, конкретное положение законодательной инициативы КПРФ: средние зарплаты школьных учителей должны быть не ниже средней зарплаты в промышленности в целом, преподавателей в среднеспециальных учебных заведениях – в полтора, а в вузах – в два раза выше. Качество образования ребенка не должно зависеть от того, в каком регионе он родился.

Освещая пункт №20, КПРФ предлагает приравнять педагогических работников по социальным гарантиям и пенсионному обеспечению к государственным служащим.

По поводу внедрения Единого государственного экзамена в законопроекте содержатся требования, что его результаты следует учитывать при поступлении в вузы только на добровольной основе. Такое же требование включено и относительно внедрения Болонской системы.

Особо следует остановиться на ситуации с размером студенческих стипендий. Согласно законопроекту КПРФ, для малообеспеченных студентов социальная стипендия должна доходить до прожиточного минимума, а академическая для хорошо успевающих – до 80% от него.

Также в других положениях законопроекта, предлагаемого Компартией содержатся требования: ограничить число детей в группах детского сада до 20 человек, отказаться от конкурсного набора в дошкольные образовательные учреждения и школы, запретить закрывать и уплотнять сельские школы, сохранить все льготы учителям, которые в них работают, отказаться от попыток запрета начального профессионального образования, поддерживать детское и взрослое дополнительное образование, наладить обучение лиц с ограниченными возможностями.

После окончания выступлений участникам Конгресса был предоставлен «свободный микрофон» – каждый из них мог высказать свое мнение и внести конструктивные предложения. Выступавшие говорили о недостаточном финансировании российской школы, приоритетах педагогического образования, крахе эксперимента с подушевым финансированием, кризисе ЕГЭ и отсутствии преемственности знаний.

По итогам мероприятия была принята резолюция, в ней, в частности, говорится:

Требуем от федеральной власти кардинального изменения курса образовательной политики в интересах большинства граждан.

Считаем недопустимым принятие проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предложенного Минобрнауки и закрепляющего курс на деградацию образования и человеческого потенциала.

Решительно поддерживаем основные положения проекта федерального закона «О народном образовании», подготовленного Общероссийским общественным движением «Образование для всех» совместно с КПРФ…

Предлагаем Президенту Российской Федерации незамедлительно уволить в отставку министра образования и науки Андрея Фурсенко –организатора и олицетворение порочного курса на деградацию отечественного образования.

Моё мнение — наша страна сможет решить проблему своего отставания лишь в том случае, если получится искоренить недоработки именно в образовательном процессе.

Депутат Законодательного Собрания

Калужской области от КПРФ Марина Костина

Короткий URL: http://kommunist-kalugi.ru/?p=1574

Kommunist-kalugi.ru Опубликовал Kommunist-kalugi.ru в Сен 20 2011. Соответствие Жизнь партии, Срочно распространить!. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Ответы на данный момент закрыты.

Комментарии закрыты

Войти