Михаилу Васильевичу Ломоносову —300 лет

300-летие со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова признано ЮНЕСКО праздником мирового значения.

19 ноября — 300 лет со дня рождения великого русского учёного, просветителя, поэта Михаила Васильевича Ломоносова. Первый русский ученый-естествоиспытатель, литератор, историк, художник Михаил Ломоносов родился в 1711 году близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора.

Для нас этот юбилей — не только торжество, но и напоминание о той непобедимой вере в просвещение, которая теряется за последние двадцать лет. У Ломоносова мы должны учиться. Учиться вдохновенному и рациональному труду. Учиться искреннему, самоотверженному и бескорыстному патриотизму — без деляческой саморекламы, которая стала сутью нынешнего уклада. Учиться познавать мир неутомимо, целеустремлённо. Именно поэтому Президиум ЦК КПРФ в преддверии юбилея принял специальное постановление «О 300-летии со дня рождения М.В. Ломоносова» и учредил памятную медаль.

Освоению и реализации уроков выдающегося соотечественника послужил и «круглый стол» «Михаил Васильевич Ломоносов и современность», который провели 18 ноября калужский обком КПРФ, областные отделения организаций «Российские ученые социалистической ориентации» и «Женский Союз – Надежда России», калужские писатели и поэты, ветераны образования, школьные учителя и преподаватели ВУЗов в Законодательном Собрании Калужской области.

В работе «круглого стола» приняли участие депутаты Законодательного Собрания от КПРФ Н.Д.Бутрин, В.Н.Барский, М.В.Костина, В.Е.Ханси.

Открыл и вел «круглый стол» первый секретарь Калужского обкома КПРФ Н.Д.Бутрин.

В СССР пропаганда ломоносовского наследия была делом государственным и всенародным. Советская власть была верна принципам Ломоносова не на словах, а на деле: все семьдесят советских лет прошли под знаком народного просвещения.

Когда наша страна была великой индустриальной державой, не отставало и просвещение. Стране были нужны инженеры, изобретатели — и Советская власть воспитывала их под знамёнами Ломоносова, отвечая на требования времени. Перед войной Московский университет получил имя своего основателя. После войны строительство уникального университетского комплекса на Ленинских горах было делом чести для всего СССР. Встал перед университетом памятник Ломоносову: основоположник просвещения российского с гордостью приглашал нас в храм науки.

Ломоносов – это, прежде всего, основоположник наших фундаментальных знаний по физике, химии, математике и многим другим дисциплинам. Он – основоположник русского литературного языка. Но кроме русского Ломоносов владел 12-ю иностранными языками.

Ломоносов – это учитель, который умел передать знания своим ученикам, и создал новые школы для того, чтобы российский народ стал грамотным, образованным и просвещенным.

Ломоносов стал одним из самых величайших державников-патриотов и геополитиков. Труды его о том, что могущество российское будет прирастать Сибирью и Ледовитым океаном, не только созвучны сегодняшней геополитике, но и предвосхитили многие наши открытия и достижения. Его главный девиз: «Любовь к Отечеству, работа на его благо составляют смысл моей жизни».

В интересах государства, его могущества, по замыслу Михаила Васильевича, необходимо было сделать образование доступным для разных слоёв населения. При этом, при отборе как студентов, так и профессоров, он предлагал руководствоваться принципом «потребности государства» в лицах той или иной профессии. Принципы доступности и массовости культивировали и в СССР.

В то же время сегодняшняя власть по существу исповедует принцип «достаточности» образованных людей. Власти не интересно и то, какие специалисты нужны государству: открыто заявляется, что хорошо образованных должно быть ровно столько, сколько нужно так называемому «рынку». Проще и понятнее говоря: не рынку, а богатому дяде.

Михаил Васильевич настаивал на том, чтобы в средней школе образование носило характер энциклопедичности, то есть преподавались все базовые науки, как естественные, так и гуманитарные. Разве не этими же принципами руководствовалась и советская власть? Разве не это пропагандируем и отстаиваем мы? Именно это.

Что же власть нынешняя? Вместо русского языка и литературы единороссы и их прозападные советчики из Высшей школы экономики хотят начинать образование с физкультуры и ОБЖ. Энциклопедичности они противопоставляют «профилизацию», причем в таком виде, что чуть ли не младенец должен будет выбирать, что ему важнее – физика или химия, география или история.

Ломоносов как никто другой выступал за интеграцию наук в процессе овладения знаниями. Венцом его деятельности явилось открытие Московского университета, своего рода храма науки и образования, когда в одном учреждении был доступ ко всем областям науки. В программе КПРФ «Образование – для всех» мы настаиваем на том, что только таким путем можно воспитать личность». Однако партия власти предлагает растить «потребителя», которому много думать вредно. Решая эту задачу, они насильно внедрили тестовую систему, включая единый государственный экзамен.

Ломоносов настаивал на том, что учебное заведение не должно заниматься никакой коммерческой деятельностью». Сегодня, благодаря «партии власти», есть чудовищный закон «Об изменении правового статуса бюджетных учреждений», по которому учреждения науки и образования поставлены на путь, ведущий к тотальной коммерциализации, а знания перестают быть знаниями – они становятся «услугами», которые вполне произвольно определяются и продаются.

Ломоносов считал, что университет должен быть освобожден от политического давления, каких-либо сборов, иметь свой суд. И советская власть чтила такой подход. Сегодня же учреждения образования и науки обложены неимоверными налогами, каких не было не то что при советской власти, но даже и в царское время, а ректоры либо назначаются, либо продавливаются властью.

По всем примерам участники «круглого стола» сделали вывод: «Единая Россия» и её правительство уничтожают ломоносовские идеи.

Ключевой в системе взглядов Михаила Васильевича была безмерная преданность Родине. Он считал необходимым учитывать опыт Запада, но следовать своему, российскому пути. Желание служить благу народа и государства, побуждало его совершенствовать русскую систему образования и на основе национальной системы развивать науку. Поэтому предательство принципов Ломоносова – это всегда предательство России.

Ломоносов первый ввел преподавание предметов не на латинском, а на русском языке, что в то время было новинкой. Русская и советская школа унаследовали от Ломоносова энциклопедический подход в преподавании знаний, сегодня же стал превалировать прагматический американский подход. Участники «круглого стола» единодушно высказались, что нельзя американский опыт механистически переносить в нашу жизнь.

М.В. Ломоносов приближал время, о котором мечтал Пётр I, когда «в народе науки расплодятся», вырастут свои, российские учёные, будут трудиться они на благо страны. И это время наступило. В советское время в подготовке научно-технических кадров для развития советской науки, техники, индустрии использовали изобретённый Ломоносовым принцип взаимосвязи теории и практики при обучении. Именно на этой основе строилось передовое советское образование, сочетающее высокую математическую подготовку с умением решать повседневные технические задачи в духе трижды Героя Социалистического Труда, академика М.В.Келдыша, ставшего родоначальником широкого направления прикладной математики, создателем Московского физико-технического института – кузницы современных научных кадров.

В целом, система наука и образования в Советском Союзе были нацелены на получение глубоких знаний и поиск истины. Это полностью соответствовало основам русского космизма и идеям М.В. Ломоносова.

Развитие русской и советской системы науки, образования, социалистической системы экономики способствовали тому, что Советский Союз стал могущественной индустриальной державой, стал родиной первого космонавта Земли – Юрия Алексеевича Гагарина, 50-летие подвига которого в апреле 2011 -го года отметила страна.

Процессы демократизации, либерализации, приватизации, насильно навязанные России в начале 90-х годов ХХ века в качестве образца для подражания, привели к плачевным результатам – к кризису российской науки и «утечке мозгов» за рубеж, к уничтожению передовой советской системы народного образования.

Для того чтобы прорваться в информационное сообщество, у России есть богатое научное и теоретическое наследие, а также есть проблемы, требующие срочного решения. Первоочередная из них – резкая смена антинародного, губительного для страны курса, направленного на превращение страны в сырьевую колонию Запада, на разрушение науки и образования.

Выступающие высказались о необходимости обеспечить государственную поддержку развития науки и образования, увеличив финансирование науки в два раза с перспективой доведения его до 8% расходной части бюджета, обеспечить учёным и работникам образования должные условия для труда и жизни.

В заключении работы «круглого стола» ряд школьных учителей и преподавателей ВУЗов, калужских писателей и поэтов, ветеранов образования под дружные аплодисменты были торжественно награждены памятной медалью ЦК КПРФ «300 лет Михаилу Васильевичу Ломоносову».

Депутат Законодательного Собрания

Калужской области от КПРФ

Марина Костина

Короткий URL: http://kommunist-kalugi.ru/?p=2015

Опубликовал Marina в Ноя 23 2011. Соответствие КПРФ и Российское общество, Фотографии. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Ответы на данный момент закрыты.

Комментарии закрыты

Цитаты

Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков и Советской власти – подлинным руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат эти труды
 К.Э.Циолковский
Войти