Г.А. Зюганов в письме Д.О. Рогозину рассказал о катастрофическом положении отечественной авиационной промышленности
Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе РФ Г.А.Зюганов направил письмо заместителю Председателя Правительства РФ Д.О.Рогозину по поводу катастрофической ситуации, в которой ныне находится отечественная авиационная промышленность.
Заместителю Председателя Правительства
Российской Федерации
Д.О. Рогозину
Уважаемый Дмитрий Олегович!
Нашу глубокую озабоченность вызывает критическое состояние одной из базовых отраслей страны – авиационной промышленности. Как Вы верно отметили во время посещения завода ЗАО «Авиастар СП» в Ульяновске: «Авиастроение сегодня именно та высокотехнологичная отрасль, которая станет локомотивом для нашей экономики».
Между тем, парк самолетов отечественных компаний более чем на 80% укомплектован иностранной авиатехникой. Потеряно 28% мирового рынка продаж пассажирских самолётов, который наша страна контролировала в 1992 году. Сейчас – менее 1%. Остановлены работы по серийному производству широкофюзеляжных лайнеров на базе Ил-96, как неконкурентных по топливной эффективности и из-за недостаточной наработки на отказ у двигателей ПС-90А. На голодном пайке – идеальный для российских условий Ан-148.
Несмотря на значительную государственную поддержку отрасли и имеющийся производственный потенциал, в 2010 и 2011 гг. в России произведено всего 7 и 10 пассажирских самолетов при общемировом производстве свыше 1 100 ед. ежегодно. По итогам проверок Счетной Палаты в результате продаж первых двух самолетов «Суперджет-100» убыток ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» составил 1 203,1 млн. рублей.
По нашему мнению, главная причина нынешнего положения в ошибочной концепции реформирования отрасли. Так, создание монополистов в лице объединённых двигателестроительной и самолётостроительной корпораций привело к разрушению основы технического прогресса – конкуренции. А создание т.н. «центров компетенции» для разработки новой техники привело к снижению роли генеральных конструкторов, их личной ответственности за разработку и постановку серийного производства в установленные сроки, за соответствие новой техники заявленным техническим требованиям.
Одним из доказательств ошибочности такого пути – постоянный срыв сроков выпуска новых типов самолётов и авиадвигателей, значительное удорожание проектов их создания, расход большей части выделяемых государством средств на структурные преобразования отрасли и технической базы отраслевых институтов, изменение кадрового состава, а не на формирование государством заказов на новые самолёты и авиадвигатели. В результате заводы не имеют чётких и долговременных планов выпуска продукции, планов технического перевооружения, развития кооперации.
Вы, разумеется, понимаете, что разрушение пассажирского авиастроения лишит Россию способности производить самолеты военно-транспортной авиации.
Расчёты показывают, что если бы лишь 80% средств, направляемых на развитие авиационной промышленности, расходовались на заказ самолётов, передаваемых затем в лизинг, то Россия сразу вернула бы себе третье место по производству пассажирских самолётов. При этом оказались бы загружены все предприятия отрасли и было бы создано свыше 100 тысяч рабочих мест. У предприятий появились бы возможности финансировать разработку новых образцов техники и технологий, программы технического перевооружения. У авиакомпаний возникли бы благоприятные условия для закупки новых российских самолётов.
Такое решение представляется нам необходимым сейчас, когда новые самолёты Superjet-100, Ту-204/214, Ан-148, а также Ил-96, Ан-124, Бе-200, Ту-334, Ил-476 готовы для серийного производства. Между тем, нынешняя программа развития авиапрома ставит на первое место освоение выделяемых денег, отчитываясь за них отчётами на бумаге, а не выпуском самолётов. Это наглядно видно по отчётам ОАК и ОДК, которые постоянно наращивают объёмы финансовых заимствований. Такое положение препятствует осуществлению инновационных проектов, способных вернуть России статус страны с высоким научно-техническим потенциалом.
Это особенно ярко видно на примере авиадвигателя НК-93. Этот двигатель отвечает всем требованиям по экономичности и экологии, предъявляемым к авиамоторам 2025 года. Он прошёл все виды испытаний на земле, подтвердил заявленные тактико-технические требования во время лётных испытаний. Двигательные заводы в Самаре и Казани уже выполнили подготовку для его серийного производства, что является половиной дела.
Однако, несмотря на прямое указание Председателя Правительства РФ В.В. Путина от 31 марта 2009 года № ВП-П12-1782 (п.8) по проведению лётных испытаний НК-93 и выделению на это необходимых средств (около 60 млн. руб.), испытания этого двигателя, опережающего зарубежных конкурентов на 10 лет, были прекращены. Эти факты также были отмечены в отчете Счетной Палаты РФ в ходе проверки с 8 августа по 4 ноября 2011 года.
Были уволены конструкторы и специалисты, проводившие испытания, прекращена деятельность разработавшего НК-93 конструкторского бюро с мировым именем – Самарского НТК им. Н.Д.Кузнецова.
Просматривается подоплека такого отношения к указанию В.В. Путина. Дело в том, что авиадвигатель НК-93 «мешает» реализовать проект создания уступающего по своим даже прогнозным параметрам авиадвигателя ПД-14, на который предполагается потратить не менее 80 млрд. руб. (сравните с 2 млрд. руб. для НК-93). Кроме того, в создании ПД-14 заинтересована совладелец «Пермских моторов» американская компания «Pratt & Whitney», которая видит в НК-93 грозного конкурента и которая уже выиграла тендер на поставку своего двигателя PW-1000G для перспективного отечественного самолета МС-21.
Препятствует инновационному развитию и сложившаяся тенденция привлекать к руководству отраслью и предприятиями финансистов и других непрофильных специалистов, а не генераторов инновационных проектов и практиков (генеральных конструкторов и производственников).
На основании вышеизложенного, прошу Вас поручить:
1. Скорректировать программу развития авиационной промышленности в сторону расхода основной части средств на заказы самолётов отечественного производства, передаваемых в лизинг авиакомпаниям. Проводить формирование государственных программ по созданию новой техники с привлечением генеральных конструкторов и обеспечением конкуренции проектов до стадии испытаний опытных образцов;
2. Укрепить статус генеральных конструкторов по самолётам и двигателям путём их назначения по распоряжению Председателя Правительства РФ;
3. Провести всероссийское совещание по вопросам состояния авиапрома и сформировать по его итогам экспертный совет с участием ведущих специалистов. Прекратить практику принятия решений на основе рекомендаций специалистов по финансовым потокам;
4. Создать условия для завершения лётных испытаний, доводки и сертификации авиадвигателя НК-93 (объём финансирования 2 млрд. руб. и срок 2 года). Для этого предоставить неиспользуемую техническую базу разработавшего его КБ, доступ к документации на двигатель (с сохранением полных прав на него за государством), выделить финансирование как для инновационного проекта. Его реализация может быть выполнена небольшой организацией (~300 человек), укомплектованной специалистами, создавшими двигатель.
Руководитель фракции КПРФ в Госдуме Г.А. Зюганов
КПРФ.ру
Короткий URL: http://kommunist-kalugi.ru/?p=3549