Законодательные аспекты мотивации работодателей к заботе о здоровье персонала

5 октября в Государственной Думе комитет по охране здоровья провёл заседание «круглого стола» на тему: «Законодательные аспекты мотивации работодателей к заботе о здоровье персонала».

В работе «круглого стола» приняли участие депутаты Государственной Думы, представители федеральных министерств и ведомств, научно-исследовательский институт медицины труда, представители органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители ведущих российских промышленных предприятий. От Законодательного Собрания Калужской области в работе «круглого стола» приняла участие депутат комитета по социальной политике Марина Костина.

Вопрос формирования системы мотивации работодателей к заботе о здоровье персонала, которая должна послужить одной из основ для развития профилактики заболеваний и увеличения продолжительности жизни граждан Российской Федерации, отмечен участниками «круглого стола» как очень актуальный.

По данным Всемирной организации здравоохранения, максимальное влияние на здоровье человека — до 60%, оказывает стиль его жизни, приверженность здоровому образу жизни или, наоборот, наличие деструктивных саморазрушающих форм поведения.

Анализ лучших практик ведущих российских промышленных предприятий показал значительную активность многих компаний в решении проблем снижения профессиональной заболеваемости и укрепления здоровья работников. На многих предприятиях промышленности используются современные модели управления здоровьем, которые являются либо частью системы управления человеческими ресурсами либо системы управления промышленной безопасностью и охраной труда. В то же время, значительные различия в организационной структуре компаний, в существующих подходах к распределению ответственности, принятых методов работы, регламентах и имеющихся ресурсах не позволяют использовать универсальную модель системы охраны и укрепления здоровья работников.

Согласно материалам, предоставленным органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, у ряда работодателей развитие физической культуры и спорта предусмотрено отраслевыми либо внутренними локальными документами в рамках корпоративного или кадрового обеспечения оздоровительной политики, физкультурной и массовой спортивной работы.

Однако уровни заболеваемости, смертности, распространенности вредных привычек, условий, а также образа жизни населения в Российской Федерации указывают на недостаточность принимаемых мер.

Здоровье персонала — это важнейший ресурс любой компании. Представители предприятий отметили, что итогом профилактического осмотра должна быть не только справка, но и план лечения, необходимо организовать работу на удалённых местностях. Система должна работать системно, а не по отдельным личностям. Нужно рассмотреть возможность введения в трудовой кодекс специалиста по безопасности труда и специалиста по охране здоровья, создание медицинских центров по охране труда. Есть незатратные вещи по охране здоровья, на которые важно обратить внимание, это — расчёт рисков, которые могут влиять на здоровье, работа с семьями (жёны значительно более заинтересованы в здоровье супругов), организовывать месяцы здоровья, годы здоровья и т.п. Коллектив должен быть здоровым.

По информации Института научно-общественной экспертизы треть смертей в России приходится на трудоспособное население, из них 80% — мужчины. Опрос Исследовательского центра портала Superjob.ru в сентябре 2014 года показал, что если бы работодатель оплачивал занятия фитнесом, тренировки посещали бы 80% работающих россиян. Также выяснилось, что 21% из них уже сегодня занимаются за свой счёт.

Необходимо отметить тот факт, что часто работники с наличием небольшого стажа или высокой заработной платы, не уходят на больничный, так как им это невыгодно, и они болеют на работе.

Практики, стимулирующие сотрудников не выходить на работу, а болеть дома, действуют в 15% российских компаний: 10% практикуют доплаты, минимизирующие финансовые потери болеющих сотрудников, ещё 5% разработали свои собственные меры. Большинство российских предприятий пока не уделяют внимания данному вопросу, производя лишь те выплаты, что положены по трудовому законодательству за счёт средств ФСС.

На государственном уровне практически отсутствует экономические механизмы мотивирования работодателей к деятельности, направленной на обеспечение прав сотрудников в сфере охраны здоровья граждан.

Решение этой задачи выходит за пределы компетенции одного министерства и требует скоординированного межведомственного подхода, согласованных действий федеральных органов государственной власти, заинтересованного участия регионов и бизнеса.

Обращает также на себя внимание ситуация с обязательной всеобщей диспансеризацией населения, которую граждане России должны проходить один раз в три года в соответствии с Приказом Минздрава России от 03.02.2015 №36ан и на проведение которой государством выделяются серьёзные средства. Участие в диспансеризации работающего населения в данный момент затруднено в связи с тем, что работодатели неохотно отпускают работников для её прохождения в рабочее время. Связано это с тем, что статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации обязывает работодателя обеспечивать прохождение медицинских осмотров лишь для отдельных узких категорий работников. В то же время именно трудоспособное взрослое население является одной из целевых групп программы диспансеризации. В этой связи Комитетом по охране здоровья подготовлен законопроект о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, обязывающие работодателя отпускать работников для прохождения диспансеризации взрослого населения, который в ближайшее время будет внесён в Государственную Думу.

Участники «круглого стола» познакомились с проектом федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», направленный на повышении доступности всеобщей диспансеризации населения для работающих граждан.

В действующей редакции Трудового кодекса статьёй 213 регламентирована только обязательность медицинских осмотров для отдельных категорий работников (в т.ч. работников пищевых производств, торговли, водозаборов; работников, чья деятельность связана с источниками повышенной опасности). Таким образом, работники, чьи профессии не входят в перечень, а таких большинство, лишены возможности участия в мероприятиях по раннему выявлению заболеваний. Более того, в ряде случаев, описанных в статье 213, предусмотрено лишь прохождение медицинских осмотров, определяющих пригодность работников для выполнения тех или иных работ, что, зачастую, заключается в пред – послерейсовых осмотрах, не дающих объективную картину состояния здоровья работника и не несущее функции профилактики или лечения заболеваний.

В настоящее время работающим гражданам зачастую бывает затруднительно пройти диспансеризацию в связи с тем, что работодатели не идут им навстречу и не отпускают их в рабочее время для посещения ЛПУ. В этой связи не все граждане, имеющие право на прохождение диспансеризации, реально в ней участвуют.

Таким образом, законопроект направлен на снижение заболеваемости и преждевременной смертности от хронических неинфекционных (в т.ч. сердечно-сосудистых) заболеваний среди работающего населения

***

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники «круглого стола» рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

Проработать меры поддержки работодателей, осуществляющих деятельность по укреплению здоровья работников, в том числе, вопрос предоставления компаниям налоговых льгот и льгот по отчислениям во внебюджетные фонды.

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

1.Исследовать международный опыт мотивирования работодателей, осуществить деятельность по укреплению здоровья работников.

2.Провести мониторинг работодателей, осуществляющих деятельность по укреплению здоровья работников в Российской Федерации.

3.Разработать предложения по совершенствованию нормативно правовой базы, направленной на экономическое мотивирование формирования здорового образа жизни у населения Российской Федерации.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

Разработать и принять поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации, обязывающие работодателей предоставлять возможность работникам категорий, для которых прохождение регулярных медицинских осмотров и диспансеризаций не предусмотрено действующим законодательством или нормативно-правовым актами органов исполнительной власти, проходить диспансеризацию один раз в три года в рабочее время с сохранением средней заработной платы.

Органам законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

Создать в субъектах Российской Федерации межведомственные советы по разработке механизмов экономического стимулирования работодателей, заботящихся о здоровье сотрудников.

 

Депутат Законодательного Собрания

Калужской области от КПРФ

Марина Костина

 

 

 

Короткий URL: http://kommunist-kalugi.ru/?p=7221

Опубликовал Marina в Окт 27 2015. Соответствие Марина Костина первый секретарь, Фотографии. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Ответы на данный момент закрыты.

Комментарии закрыты

Войти