От Союзного договора к Конституции Союза
Работа по созданию Союза Советских Социалистических Республик активно продолжалась и после I съезда Советов СССР. 30 декабря 1922 года и Декларация, и Договор об образовании Союза ССР были подписаны лишь «в основном». Съезд счёл необходимым для обеспечения прочности Советской федерации, государства нового типа, продолжить обсуждение основополагающих документов как в самих республиках, так и во вновь созданных высших органах Союза. Конечно, активно влияла на общественно-политические и социально-экономические процессы правящая Российская коммунистическая партия (большевиков). Была единая внешняя граница, существовали единая система обороны, единая Рабоче-Крестьянская Красная Армия. Проводилась единая внешняя политика. Укреплялись экономические связи путём воссоздания прежних и формирования новых хозяйственных отношений и образования советских государственных управленческих структур (например, Совета народного хозяйства, Госплана и т.п.).
В то же время требовалось ещё многое сделать, чтобы наполнить реальной плодотворной жизнью Советскую федерацию нового типа. На первой же сессии Центрального Исполнительного Комитета СССР первого созыва, которая состоялась вечером 30 декабря 1922 года, сразу после закрытия Всесоюзного съезда Советов, было принято решение поручить Президиуму ЦИК разработать положения о народных комиссариатах СССР, Совнаркоме и Совете Труда и Обороны СССР, Центральном Исполнительном Комитете СССР и членах ЦИК, наметить персональный состав правительства. Президиуму ЦИК СССР было поручено разработать Конституцию Союза Советских Социалистических Республик.
13 января 1923 года, на первом заседании Комиссии по выработке положений об СНК, СТО и наркоматах СССР, создаётся подкомиссия с целью предварительной подготовки всех материалов по Конституции. В январе—феврале эта подкомиссия занималась составлением текста Конституции СССР. Параллельно Центральные Исполнительные Комитеты союзных республик создали свои комиссии по рассмотрению и уточнению текстов Декларации и Договора об образовании Союза ССР. К середине февраля подкомиссия Президиума ЦИК СССР подготовила первый проект союзной Конституции. В нём были учтены предложения союзных республик, в том числе проект, представленный от РСФСР. Работа по подготовке союзного Основного Закона протекала в атмосфере дискуссий, которые показали наличие разных мнений, в том числе на местах. Кроме этой подкомиссии, активно работала Комиссия пленума ЦК РКП(б), созданная 24 февраля 1923 года. Ей было поручено выработать практические предложения по созданию СССР, в том числе принять участие в подготовке Конституции союзного государства. Комиссию возглавлял Генеральный секретарь ЦК РКП(б) И.В. Сталин, в неё входили представители партийных организаций всех союзных республик. Надо также отметить, что работа советских органов над Конституцией СССР шла под непосредственным руководством партии.
Дискуссия об Основном Законе
27 апреля 1923 года Президиум ЦИК СССР принял постановление о завершении деятельности всех ранее сформированных комиссий по выработке отдельных глав союзной Конституции. С целью подготовки окончательного проекта Конституции была образована ещё одна так называемая Расширенная комиссия. В неё вошли 25 человек, представлявших союзные республики. От РСФСР было 14 человек, из них 5 представителей автономных республик. УССР представляли 5 человек, от БССР и ЗСФСР в этой комиссии работали по 3 представителя. Главой комиссии был М.И. Калинин. В основу её деятельности был положен составленный ещё в феврале того же года черновой проект Конституции СССР. В мае прошло обсуждение проектов Конституции в специальных комиссиях ЦИК союзных республик. После этого, во второй половине мая, начала свою работу Расширенная комиссия.
Важным этапом в её работе были заседания 8—16 июня 1923 года.
13 июня по предложению М.В. Фрунзе было принято постановление о порядке дальнейшей работы комиссии. В нём ставилась задача до сессии ЦИК СССР обсудить в комиссии только проект Конституции (Договора). Решили прежде всего обсудить вопрос об общесоюзном бюджете, о Верховном суде, о союзных гербе и флаге, а также рассмотреть общее положение о наркоматах и затем вынести все эти вопросы на ближайшую сессию ЦИК СССР. Выработку новых положений об отдельных наркоматах было решено отложить до следующей сессии ЦИК СССР. Пока же наркоматам предписывалось работать на основе прежних положений. Особым решением этой комиссии от 16 июня Президиуму ЦИК СССР поручалось «разработать вопрос о равноправии языков во всех правительственных и судебных учреждениях».
Большой интерес представляют не только конкретные постановления Расширенной комиссии, но и предметное обсуждение отдельных вопросов. На её первом же заседании 8 июня произошёл обмен мнениями по вопросу о том, именовать ли Декларацию и Договор об образовании СССР Конституцией СССР. Х.Г. Раковский выступил вообще против применения термина «конституция». Однако Председатель ЦИК СССР и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М.И. Калинин, а также Д.З. Мануильский, М.В. Фрунзе, представлявшие, как и Раковский, УССР, настаивали на принятии Конституции.
Калинин при этом подчёркивал: «Пункт первый говорит: коль скоро объединяются отдельные советские государства в единое союзное государство, то, разумеется, и должна быть Конституция советского государства…» При этом он ссылался на решение Конституционной комиссии ЦК РКП(б), высказавшейся за принятие не Договора, а Конституции. И всё же на этом заседании было принято не предрешать вопроса о том, как называть общесоюзный Основной Закон — Договором или Конституцией. Такое решение состоялось лишь на последнем заседании, где и было признано целесообразным назвать Основной Закон Конституцией СССР.
14 июня предметом живого обсуждения стало весьма важное конституционное положение о возможных изменениях территорий советских республик. Н.А. Скрыпник (Украина) усмотрел громаднейшую разницу между формулировкой проекта, представленного комиссией ЦК, где говорилось, что «территория каждой из советских республик не может быть изменяема без согласия», и формулировкой: территории «могут быть изменяемы лишь с согласия». Далее он добавил: «Территория каждой из союзных республик и её конституция могут быть изменяемы лишь решением её верховных органов власти». К дискуссии по этому вопросу подключился ряд других членов комиссии: нарком юстиции РСФСР Д.И. Курский, член Президиума ЦИК СССР Т.В. Сапронов, секретарь ЦИК СССР А.С. Енукидзе, нарком юстиции Белоруссии А.Х. Гетнер, кандидат в члены Президиума ЦИК СССР С.М. Тер-Габриэлян, полпред УССР в Москве М.Н. Полоз, сохранявший ещё пост председателя СНК Украины Х.Г. Раковский, тогдашний председатель Госплана Украины Ф.Г. Гринько, нарком труда Белоруссии, член Президиума ЦИК СССР В.А. Нодель, а также председатель комиссии М.И. Калинин.
Столь же оживлённо прошло обсуждение пункта о союзном гражданстве. Среди членов комиссии, которые приняли в нём участие, был и Сталин, с которым вновь полемизировал Раковский, впрочем, по непринципиальному, частному вопросу. 16 июня комиссия постановила обратиться с просьбой к Президиуму ЦИК Союза о разработке вопроса о равноправии языков во всех правительственных и судебных учреждениях Союза ССР. В тот же день был принят и ряд других решений о взаимоотношениях Президиума ЦИК Союза и СНК, а также о комиссариатах, символике и т.д.
«Конституцию СССР немедленно ввести в действие»
16 июня 1923 года Расширенная комиссия завершила постатейное рассмотрение проекта Конституции, приняв текст проекта в целом. При этом учитывались проекты, представленные РСФСР, Украиной и Белоруссией. Закавказская Федерация самостоятельного проекта не выработала и приняла за основу проект РСФСР, дав к нему только некоторые поправки.
Однако и этот проект не был окончательным. Он был передан в Конституционную комиссию ЦК РКП(б) и там снова постатейно рассмотрен путём внесения уточнений в ряд формулировок, а затем передан на рассмотрение пленума ЦК РКП(б), собравшегося 26 июня 1923 года. Пленум заслушал доклад И.В. Сталина о Конституции СССР и в целом одобрил представленный проект. Далее проект прошёл обсуждение на сессиях ЦИК союзных республик.
Вторая сессия Всероссийского ЦИК X созыва начала свою работу 29 июня 1923 года.
Она, выслушав доклад секретаря ВЦИК Т.В. Сапронова, единогласно ратифицировала Декларацию об образовании СССР и Договор, принятые на I съезде Советов Союза ССР. При этом были учтены поправки, сделанные Расширенной комиссией ЦИК СССР. Проект Конституции был также одобрен третьей сессией Всеукраинского ЦИК, третьей сессией ЦИК Белоруссии и второй сессией ЦИК Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Следующим важным этапом на пути принятия Конституции СССР стала вторая сессия ЦИК Союза ССР, которая открылась 6 июля 1923 года. На ней было заслушано сообщение о работе Конституционной комиссии и вновь обсуждён по главам проект Основного Закона. В тот же день сессия приняла постановление о Конституции СССР. В его первом пункте провозглашалось: «Основной Закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик утвердить и немедленно ввести в действие». В том же постановлении предусматривалось вынести Конституцию на окончательное утверждение II съезда Советов Союза ССР.
Сессия приняла также постановления «О подготовке положений о Центральном Исполнительном Комитете и Совете Народных Комиссаров и отдельных народных комиссариатах СССР», «О создании Совета Труда и Обороны СССР», «О выработке положения о Верховном суде СССР», «О Государственном банке СССР», «Об учреждении Центрального статистического управления Союза ССР». 7 июля 1923 года сессия поручила Президиуму ВЦИК принять меры по ликвидации Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР. Наркомат был ликвидирован к маю 1924 года, так как он выполнил свою миссию по подготовке образования национальных республик и областей и объединения их в Союз Советских Республик.
Сессия утвердила состав Совета Народных Комиссаров СССР, избрав его Председателем В.И. Ленина. Сразу после сессии приступил к исполнению своих обязанностей Президиум ЦИК СССР в рамках, которые были предусмотрены Конституцией СССР.
Мир признаёт Советскую федерацию
Именно с этой сессии можно говорить о начавшемся нормальном функционировании верховных органов государственной власти Союза ССР. Именно с этого времени Президиум ЦИК СССР становится регулярно работающим верховным органом власти СССР.
С 6 июля 1923 года в ведение СССР переходят и внешние сношения союзных республик. К 30 декабря 1922 года РСФСР имела дипломатические отношения с Афганистаном, Германией, Персией, Монголией, Польшей, Турцией и Финляндией. Кроме того, шесть государств — Норвегия, Австрия, Чехословакия, Китай, Италия и Великобритания — признавали РСФСР де-факто.
УССР имела дипломатические отношения с Польшей, Турцией и Германией, у Советской Украины свои представители были также в Австрии, Италии и Чехословакии. Вообще Украинскую ССР признали де-юре Эстония, Латвия, Литва, Германия, Польша, Турция и де-факто — Австрия, Италия и Чехословакия.
Белоруссия имела дипломатические отношения с Польшей и Германией, а Закавказская Федерация — с Турцией и Германией. Кроме того, Армения имела официальные отношения с Ираном, а Грузия — с Чехословакией. Ещё в конце 1922 года в Тбилиси находились полпредство Великого народного собрания Турции, иранское дипломатическое представительство и генеральное консульство, представительство Италии, чехословацкая торговая делегация и консульство, миссия Германии; в Батуми — консульство Турции, иранское, итальянское, чехословацкое вице-консульства и консульское агентство Германии; в Сухуми — иранское консульское агентство; в Поти — консульское агентство Италии; в Баку — полпредство Турции, иранское дипломатическое представительство, консульства Италии и Германии; в Гяндже — иранское консульство; в Ереване — полпредство Турции и иранское дипломатическое представительство; в Александрополе — консульство Турции.
13 июля 1923 года был принят Декрет ЦИК СССР об обращении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР ко всем народам и правительствам мира (предварительно он был рассмотрен в Политбюро ЦК РКП(б). В этом декрете, подписанном М. Калининым и А. Енукидзе, говорилось о причинах создания единого союзного государства из прежде отдельных государств, хотя и связанных союзными договорами. Такими причинами были названы настоятельная целесообразность объединения вооружённых сил перед внешней опасностью, хозяйственная необходимость, требующая планомерного руководства из единого хозяйственного центра всего Союза.
Союз в декрете назывался добровольным объединением равноправных народов, которые имеют право свободного выхода. В то же время говорилось, что возможность вступления в СССР предоставляется всем социалистическим советским республикам, которые могут возникнуть в будущем.
13 июля 1923 года было принято постановление Президиума ЦИК СССР, в котором подчёркивалось, что в соответствии с полномочиями, данными ему второй сессией ЦИК СССР, Президиум «приступил к работе как высший орган власти Союза Советских Социалистических Республик, согласно главе пятой Конституции Союза Советских Социалистических Республик».
В тот же день Президиум предложил Совету Народных Комиссаров Союза ССР немедленно приступить к деятельности в силу шестой главы Конституции Союза ССР. Также было предложено приступить к деятельности наркоматам Союза, образовать Совет Труда и Обороны, учредить Центральное статистическое управление Союза ССР, преобразовать Госбанк РСФСР в Госбанк СССР, назначить коллегии народных комиссариатов СССР, образовать Госплан СССР и другие союзные учреждения.
На заседании Президиума ЦИК СССР 3 августа 1923 года было принято постановление о праздновании Дня принятия Конституции Союза ССР на всей территории СССР 6 июля. Таким образом, с 6 июля 1923 года Конституция СССР не только была введена в действие, но и этот день объявляется праздничным по всей стране.
Союзные органы власти и управления
Параллельно шёл процесс создания союзных правительственных учреждений. Поскольку В.И. Ленин был болен, руководство Советом Народных Комиссаров осуществляли пять его заместителей: Л.Б. Каменев, А.И. Рыков, А.Д. Цюрупа, В.Я. Чубарь, М.Д. Орахелашвили. Украинец Чубарь в июле 1923 года стал работать председателем Совнаркома Украины, а грузин Орахелашвили — председателем Совнаркома ЗСФСР. Входя в Совнарком СССР, они исполняли прежде всего свои прямые обязанности в своих республиках.
Совнарком СССР являлся прямым преемником СНК РСФСР. Кроме Председателя и пяти его заместителей, в первый Совнарком Союза вошли также 10 наркомов и председатель ОГПУ с правом совещательного голоса. Естественно, что при подборе руководителей Совнаркома появились проблемы, связанные с необходимым представительством от союзных республик. Нельзя было пренебрегать и национальным составом союзного правительства. Так, заместителями Председателя СНК СССР, кроме упоминавшихся украинца и грузина, были русские Рыков, Цюрупа и еврей Каменев.
При формировании союзных наркоматов пришлось решать свои проблемы. Наркоматы РСФСР по иностранным делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов, по военным и морским делам были преобразованы в союзные. Кадровый состав наркоматов в то время формировался в основном ещё из бывших служащих аппарата управления и специалистов дореволюционного времени. На служащих, бывших до революции рабочими, в 1921—1922 годах приходилось лишь 2,7%. Это объяснялось отсутствием достаточного числа грамотных рабочих. В итоге из российских наркоматов служащие автоматически перетекли в союзные. Число работников, переведённых из национальных республик, было очень незначительным.
Тем временем работа по дальнейшему продолжению строительства Союза ССР не прекращалась. В августе 1923 года состоялось первое совещание председателей совнаркомов союзных республик. Значительный объём работы был проделан комиссией, которой поручалась выработка положений о центральных органах власти СССР, учитывавшей поправки, предложенные союзными республиками к проектам, представленным на утверждение сессии. Оживлённый обмен мнениями шёл, например, в комиссии, вырабатывавшей «Положение о ЦИК СССР». Не все соглашались с двухпалатной системой, поскольку некоторые считали излишним создание Совета Национальностей и ратовали за упрощение работы сессий ЦИК СССР.
«Положение о Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик» было принято 12 ноября 1923 года. Президиум ЦИК СССР получал также право отменять постановления Совнаркома СССР, право амнистии, право помилования и т.д. В комиссии, создаваемые Совнаркомом СССР и СТО и имевшие административно-распорядительные права, должны были входить с правом решающего голоса представители союзных республик. В силу положения о Совнаркоме СССР этот орган образовывался ЦИК СССР и являлся его исполнительным и распорядительным органом. Принятое тогда же «Общее положение о народных комиссариатах СССР» предусматривало создание комиссариатов двух типов — общесоюзных, то есть единых для всего СССР, и объединённых. К общесоюзным относились комиссариаты: ино-странных дел, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов; к объединённым: Высший совет народного хозяйства, продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции. «Общее положение» предусматривало составление для каждого комиссариата своих особых положений, подлежащих утверждению ЦИК СССР. ЦИК союзных республик или их президиумы могли приостанавливать те распоряжения народных комиссариатов СССР, которые не соответствовали Конституции СССР, законодательству Союза или законодательству союзной республики.
Общесоюзные комиссариаты получали право иметь своих уполномоченных при союзных республиках. Эти уполномоченные подлежали утверждению Совнаркомом СССР. Они должны были входить в совнаркомы союзных республик с совещательным или решающим голосом, в зависимости от решения ЦИК союзной республики или его Президиума. Причём по всем выдвигаемым кандидатурам был обязателен отзыв ЦИК союзной республики, имевшей право отвода назначаемого уполномоченного.
Третья сессия ЦИК СССР приняла постановление о новом Государственном флаге СССР.
«Экономика — наша главная политика»
В начале 1920-х годов важнейшей задачей Совнаркома было оживление экономической жизни. Во время Гражданской войны заметно снизилась трудовая дисциплина, прогулы достигали 30—40%. По сравнению с 1913 годом примерно на 10—15% упали интенсивность и производительность труда, снизилась реальная заработная плата. Вся сумма заработной платы в среднем по РСФСР в 1919—1921 годах составляла 38—40% довоенного уровня. Однако с 1922 года она начала повышаться и к весне 1923 года достигла 60% показателя 1913 года.
В начале 1920-х годов восстановление народного хозяйства пошло довольно значительными темпами. Воплощалась в жизнь ленинская формула: «Экономика — наша главная политика». В одном из своих выступлений в декабре 1923 года А.И. Рыков отмечал заметный рост промышленности. Если показатели 1920 года принять за 100%, то в 1921 году они составили 119%, в 1922-м — 146%, а в 1923 году — 216%. Однако по сравнению с 1913 годом в 1923 году объём промышленного производства составлял только 40,3%, а сельскохозяйственного производства — 75%. Было ясно, что от хозяйственных успехов зависит ход строительства союзного государства.
На третьей сессии ЦИК СССР большое внимание было уделено проблемам экономики, прежде всего — государственной промышленности, а также финансам. За ВСНХ СССР закреплялся ряд предприятий и трестов. Из 130 трестов предприятиями общесоюзного значения стали 75 наиболее крупных фабрик и заводов, на которых трудились три четверти всех рабочих. Союзному подчинению подлежала вся военная промышленность, а также предприятия, обеспечивавшие основные государственные потребности стратегического характера и требовавшие плановых заготовок, охраны экономических интересов Союза на мировой арене, проведения единого плана восстановления промышленности и транспорта СССР. Союзному подчинению подлежала почти вся металлургическая промышленность Союза, а также Центральное правление государственных объединённых машиностроительных заводов, основные уральские тресты, тресты медной промышленности.
Таким образом, в ведение Союза переходило почти всё производство чугуна и стали, вся промышленность цветных металлов, имевшая оборонное значение. Кроме того, общесоюзному подчинению подлежали четыре треста, объединявшие электротехническую промышленность; золотой и платиновый тресты; Донецкий, Кузнецкий, Подмосковный, Кизеловский угольные бассейны; Бакинский и Эмбинский нефтяные промыслы; предприятия по производству паровозов и других машин и механизмов для нужд транспорта. ВСНХ СССР переходили предприятия химической промышленности и шесть из 14 трестов лесной промышленности, осуществлявших крупные экспортные операции.
В союзное подчинение переходили крупнейшие тресты текстильной промышленности, 70% всей бумажной промышленности. Таким образом, в ведение Союза переходили ведущие отрасли промышленности.
На сессии был также заслушан доклад Наркомфина СССР о финансовом положении страны. Постановление о Государственном банке СССР позволило осуществить чёткое разграничение роли местных бюджетов, установить финансовую основу для развития региональной экономики, мобилизовать внутренние источники. Тем самым увеличивались общегосударственные доходы и вместе с тем создавалась заинтересованность местных органов в росте этих доходов. В то же время шёл процесс введения единой общесоюзной налоговой системы.
Третья сессия ЦИК СССР сыграла весьма заметную роль в завершении строительства общесоюзного аппарата управления и в налаживании хозяйственных связей нового типа, в усилении централизованно-плановых начал в экономике.
Этот памятный съезд
Важным этапом на пути завершения строительства единого союзного государства стал II съезд Советов СССР, работавший с 26 января по 2 февраля 1924 года. Съезд собрался через пять дней после кончины В.И. Ленина, и первые постановления съезда касались увековечения его памяти. Всего на съезде присутствовали 2124 делегата. Национальный состав делегатов съезда был следующий: русских — 61%, украинцев — 12%, белорусов — 2%, представителей тюркских народностей — 7%, народностей Кавказа — 5%, евреев — 7%, латышей и эстонцев — 3%, других народностей — тоже 3%.
Это был первый съезд Советов СССР, на котором и обсуждался доклад Совнаркома СССР о деятельности Советского правительства за 1923 год. Впервые на таком высоком форуме был также заслушан и обсуждён доклад наркома финансов СССР о бюджете страны, причём была принята специальная и довольно обширная резолюция по докладу наркома финансов СССР «О мероприятиях в области финансовой политики Союза Советских Социалистических Республик». Она предусматривала максимально быстрое развитие производительных сил и оживление товарооборота страны. К эффективным средствам в том же постановлении были отнесены денежная и налоговая реформы, реальный государственный и местный бюджеты. Поэтому Народному комиссариату финансов СССР было поручено продолжить работу по точному разграничению и установлению бюджетных прав Союза и отдельных республик.
В постановлении также предписывалось ускорить разграничение имущества общесоюзного, республиканского и местного значения в соответствии с законом об имущественных правах местных Советов. Специально оговаривалось в этом постановлении и поручение Президиуму ЦИК СССР о подготовке к ближайшей сессии ЦИК СССР вопроса о практических мероприятиях по улучшению материального положения отдельных республик и областей. Все эти меры, имевшие прямое отношение к национальным республикам, должны были осуществляться в комплексе с другими мероприятиями по упорядочению денежного обращения, развитию и укреплению существовавшей сети кредитных учреждений.
На сессии также было принято постановление об учреждении Центрального сельскохозяйственного банка СССР, которому поручалось содействие восстановлению сельского хозяйства путём оказания ему кредитной помощи. Банк должен был учитывать конкретные особенности сельского хозяйства каждой республики, области и губернии и согласовывать свою деятельность с политикой правительств союзных республик в области сельскохозяйственного кредита. Банки союзных республик в этом постановлении нацеливались на согласование своих кредитных планов с Центральным сельскохозяйственным банком. На съезде была избрана первая палата ЦИК СССР — Союзный Совет, в который вошли 414 членов и 220 кандидатов. Её состав предварительно определялся специальной комиссией, созданной из представителей республик пропорционально численности населения каждой республики. Совет Национальностей, впервые образованный на этом съезде, создавался по норме представительства: пять представителей от каждой союзной и автономной республики и один — от каждой автономной области. Русских в Совете Национальностей было только 13%.
На съезде была окончательно утверждена Конституция СССР. Её текст подготавливался при активном участии всех республик и областей с обсуждением на многочисленных собраниях и комиссиях, а также на съездах Советов союзных республик. Поэтому на II съезде Советов СССР решили прения по докладу о Конституции не открывать. 31 января 1924 года постановление об утверждении Конституции СССР принимается единогласно с учётом небольших поправок к тексту, одобренному 6 июля 1923 года. Вскоре состоялись также и съезды Советов союзных республик, ратифицировавшие Конституцию СССР. Длительный, многоэтапный процесс создания союзных органов власти и конституционных основ Советского многонационального государства тем самым завершился.
Первая Конституция СССР включила Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, где отмечалось, что Союз является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечивается право свободного выхода из Союза. Специальная глава была посвящена суверенным правам союзных республик и союзному гражданству, причём указывалось: «Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесённым к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно. Союз Советских Социалистических Республик охраняет суверенные права союза республик». Кроме того, имелась специальная глава под названием «О союзных республиках», где говорилось об их верховных и исполнительных органах и о взаимоотношениях республиканских органов власти с всесоюзными. В Конституции имелись также главы о верховных и исполнительных органах Союза, Верховном суде СССР, Объединённом Государственном Политическом Управлении, гербе, флаге и столице СССР. Конституция предусматривала публикацию декретов и постановлений ЦИК, его Президиума и Совнаркома СССР на языках союзных республик: русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском и тюрко-татарском.
По Конституции все декреты, постановления и распоряжения ЦИК СССР были обязательны к непосредственному исполнению по всей территории СССР. ЦИК СССР имел право приостанавливать и отменять декреты, постановления и распоряжения Президиума ЦИК СССР, как и съездов Советов и ЦИК союзных республик и других органов власти, на территории СССР. Подобные же права в пределах своей компетенции имели Президиум ЦИК СССР, Совнарком СССР и Верховный суд СССР. В свою очередь в случае нарушения Конституции СССР, законодательства Союза или законодательства союзной республики распоряжения народных комиссариатов СССР могли быть приостановлены ЦИК или президиумами республик. ЦИК союзных республик и их президиумы получали также право опротестовывать декреты и постановления Совнаркома СССР, обращаясь в Президиум ЦИК СССР, но не приостанавливая их исполнения.
В Конституции ни разу не употребляется термин «федерация», но из её содержания можно было понять, что СССР — это федеративное государство советского типа, причём незыблемость основ Советской власти провозглашалась уже в преамбуле Конституции. В Конституции ни разу не упоминается также слово «партия» и ничего не говорится о её роли, и это сразу порождало вопрос о соотношении формальных установок и фактического положения вещей. Фактически роль партии после принятия Конституции СССР не только не уменьшилась, но даже усилилась.
Самое ценное достояние
Заметная работа проводилась в области языка, просвещения, науки, культуры. Вошли в практику совещания наркомов просвещения советских республик. Ещё к началу 1920-х годов относится первая попытка создания общего списка памятников архитектуры и старины, имеющих мировое значение. Он был утверждён в апреле 1922 года на конференции представителей союзных и автономных республик, а также национальных областей. Возникали не только республиканские, но и общесоюзные объединения писателей, художников, музыкантов.
II съезд Советов СССР завершил процесс создания СССР как единого федеративного государства. Не случайно в 1924 году последует так называемая первая полоса признания СССР. Были установлены дипломатические отношения с Австрией, Албанией, Великобританией, Грецией, Данией, Италией, Китаем, Мексикой, Норвегией, Францией, Хиджазом (так называлось государство в Саудовской Аравии), Швецией.
Это отнюдь не означало, что дальнейшее союзное строительство прекратилось. Набирал силу многолетний процесс создания новых союзных республик. В 1924 году была образована Узбекская ССР, в 1925-м — Туркменская ССР, в 1929 году — Таджикская ССР… Но это были изменения в рамках уже созданного Советского Союза.
При всех сложностях 1920—1930-х годов межнациональные отношения в стране в значительной степени были отрегулированы, и говорить о национальном вопросе в СССР как вопросе антагонистическом в то время не приходится.
Поэтому 4 декабря 1935 года на совещании передовых колхозников и колхозниц Таджикистана и Туркменистана с руководителями партии и правительства И.В. Сталин отметил: «Настоящее совещание является ярким доказательством того, что былому недоверию между народами СССР давно уже положен конец, что недоверие сменилось полным взаимным доверием, что дружба между народами СССР растёт и крепнет. Это, товарищи, самое ценное из того, что дала нам большевистская национальная политика».
Владислав ГРОСУЛ. Доктор исторических наук, профессор.
Короткий URL: http://kommunist-kalugi.ru/?p=4426