Независимый экономист Владислав Жуковский: «Экономика трубы» рушится в пропасть
С высокой долей вероятности 2013 г. окажется отнюдь не годом обещанной модернизации и инноваций, которые свелись не к технологической модернизации производств, а к созданию внутреннего оффшора на картофельном поле в Сколково, прокручиванию выделяемых Роснано бюджетных сотен миллиардов рублей на банковских депозитах и замене лампочек Владимира Ильича на лампочки Леонида Ильича в подъездах чиновников. И даже не первым годом обещанной премьер-министром «пятилетки эффективного роста», в течение которого ВВП России должен будет расти темпами не менее 5% в год, которые позволят России провести структурную модернизацию и выбиться в число лидеров мировой экономики по уровню жизни россиян. Практически наверняка 2013 г. станет годом банального ускоренного сползания российской экономики в кризисное состояние, архаизации производства и утраты остатков конкурентоспособности.
В 2012 г. оказался исчерпан основной механизм роста российской деиндустриализированной «экономики трубы» – на фоне снижения уровня жизни подавляющей части населения России втягивание россиян в долговую кабалу позволяло наращивать потребительский спрос и стимулировать экономический рост. Это вкупе с гомеопатической поддержкой малообеспеченных россиян из бюджетной системы позволяло создавать иллюзию «вставания с колен» и оживления экономической активности. Однако, по предварительным оценкам, темпы роста потребительского кредитования в первый месяц 2013г. рухнули в 2 раза по сравнению с показателем предыдущего года, что автоматически ставит крест на и без того крайне скромных темпах роста экономики.
Непосредственных оценок Банка России по динамике выданных кредитов населению пока не появилось, однако о затухании кредитно-депозитных операций российских банков в том числе свидетельствует практически двукратное падением темпов роста денежной массы. Которое лишь усиливает денежный голод в экономике, обостряет нехватку доступных кредитных ресурсов и стимулирует разрастание инвестиционного кризиса в наукоёмкой промышленности. Напомним, что именно скачкообразный рост масштабов кредитования населения (на 14,3% в 2010 г., на 35,9% в 2011 г. и практически на 41% по итогам 2012 г.) выступал в качестве основного механизма денежной трансмиссии и расширения кредитно-депозитных операций, который позволял денежному агрегату М2 расти темпами в 31,1% в 2010 г., 22,3% в 2011 г. и 12% в 2012 г.
Принимая во внимание высокую степень зависимости денежного предложения от динамики потребительского кредитования и тот факт, что темпы роста кредитования населения со стороны банков приблизительно в 2 раза опережают прирост кредитования нефинансовых организаций из реального сектора экономики (41-41% против 13-15% в последние месяцы 2012 г.), можно с высокой степенью уверенности говорить о том, двукратное падение темпов роста денежной массы отражает приблизительно пропорциональное сжатие темпов роста потребительского кредитования.
Согласно официальным оценкам ЦБ РФ, по состоянию на 1 января 2013 г. прирост денежной массы в национальном определении составил менее 11,9% в годовом выражении – столь низких темпов роста денежного предложения не наблюдалось аж с середины лета 2010 г. Напомним, что в разгар финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. на фоне 4-кратного падения цен на нефть и беспрецедентного оттока капитала (133,7 млрд. долл.) объём денежной массы обвалился на 11,9%.
Даже в сентябре 1998 г., в острую фазу дефолта пирамиды ГКО-ОФЗ и валютного коридора, на которой узкая группа высокопоставленных чиновников и приближенных к власти олигархов занималась расхищением бюджетных ресурсов, масштабы денежного сжатия не превышали 6,9%. Именно такую цену заплатила вся российская экономика и, прежде всего, несырьевые отрасли обрабатывающей промышленности за превращение Банка России в филиал ФРС США, отказ от построения системы рефинансирования экономики и реализацию колониальной эмиссионной политики «валютного правления», которая увязывает эмиссию рубля с притоком в страну иностранной валюты. В результате чего предложение денег (формирование денежной базы) оказывается оторванным от спроса на денежные ресурсы со стороны всех субъектов экономики – населения, банковского сектора, промышленного сектора, государства и т.д.
Практически двукратное замедление темпов роста кредитования населения, которое на протяжении последних лет замещало сжимающиеся реальные располагаемые доходы граждан России, безусловно, крайне негативно скажется на динамике расходов россиян и, как следствие, экономической активности. Напомним, что только по итогам 2012г. совокупный объём кредитной задолженности россиян, 60% которых по структуре потребительской корзины и уровню доходов относятся к бедным, нищим и полунищим слоям общества, подскочил на 2,162 трлн. рублей и достиг 8,217 трлн. Да, в 2012г. реальные располагаемые доходы россиян также выросли на 4,4%.
Однако с учётом реальной «социальной инфляции» в размере 12-15% для 70% граждан, чьи доходы не дотягивают до среднего показателя по России (24,2 тыс. рублей), а также эффекта от суммирования доходов абрамовичей и дерипасок с доходами врачей и учителей материальное положение улучшилось в лучшем случае у 15-20% россиян. Остальные граждане либо стали жить хуже, испытав реальное сокращение располагаемых доходов (50% россиян), либо не испытали никаких изменений вовсе.
Если в прошлом году благодаря скачкообразному росту кредитов на 41% домашние хозяйства нарастили потребительскую активность на 6,5%, что помогло вытянуть экономику на 3,4%, то в текущем году аналогичный сценарий повторить не удастся.
В 2013г. на фоне исчерпания возможности работы «на склад» и переполнения МТЗ вкупе со стагнацией доходов россиян и сжатием потребительского кредитования темпы роста экономики при нынешней цене на нефть (114 долл. за баррель Brent) и курсе рубля (29,8 рублей) в лучшем случае составят 2,3-2,5%. Ни о каких обещанных премьером Медведевым 5,5% и требуемых для финансирования модернизации и исполнения президентских обещаний 4,5% не может быть и речи. Планка в 2,5% является тем потолком, выше которого российская деиндустриализированная «экономика трубы», парализованная судорогой коррупции, произволом монополий и безудержным ростом цен на ГСМ и ЖКХ просто не в силах подпрыгнуть.
Если темпы роста экономики России сжались с 4,9% в 2010г. до 4,3% в 2011г. на фоне 40% скачка цен на нефть, а затем замедлились до 3,4% по итогам 2012г. на фоне рекордно высоких среднегодовых цен на смесь Brent (111 дол.), то совершенно не понятно, за счёт чего можно ожидать ускорение экономического роста в 2013г.
Это будет означать не только провал трехлетнего бюджета, который свёрстан исходя из прогнозного роста экономики на 5-5,5% в год, и срыв предвыборных обещаний президента, для финансирования которых экономика должна расти как минимум на 4,5% в год. Столь низкие темпы роста экономики, которые при нынешних структурных дисбалансах и искусственно завышенном курсе рубля (реальный курс к доллару находится на максимуме лета 2008г. и составляет 22 рубля), который делает отечественную продукцию неконкурентоспособной даже на внутреннем рынке, будут означать усиление технологического упадка, деградацию научно-технического потенциала и сворачивание остатков высокотехнологичной промышленности.
Не говоря уже о росте социальной напряжённости, для поддержания которой в рамках существующей имущественной пропасти между богатыми и бедными слоями населения и структуре народного хозяйства экономика должна расти темпами не менее 5,5% в год.
Притом что указанных темпов роста в России не наблюдается на протяжении последних 5 лет. Судя по всему, снижение темпов роста экономики ниже критических отметок способствовало росту протестных настроений в обществе и стало экономической базой «триумфально-болотной», контроль над которой захватили либеральные тени 90-х.
Брызги от «нефтяного дождя» постепенно перестают долетать не только до социально незащищённых слоёв населения, но и до представителей среднего класса – размер «пирога» остаётся практически неизменным, тогда как аппетиты коррумпированных чиновников, монополистов, жилищно-коммунальной мафии, криминальных структур и прочих экономических паразитов продолжают расти по экспоненте. В результате чего ущемляется в правах наименее защищённая и консолидированная часть российского общества – рядовые граждане.
И, если наименее социально защищённым слоям общества (пенсионеры, ветераны, учителя, врачи, представители силовых органов и т.д.), которые являются социальной базой нынешней «оффшорной аристократии» и в наибольшей степени зависят от вертикали власти в имущественном отношении, правительство помогает из страха потерять наиболее патерналистскую часть электората, то те, кто оказался за контуром бюджетной системы и не сумел сесть на «нефтегазовую трубу», испытывают наиболее заметное падение уровня жизни.
Именно этот класс «рассерженных горожан» и «офисного планктона», находясь под давлением коррумпированной властной вертикали и не видя будущего для себя и своих детей в рамках сложившейся феодально-олигархической модели экономики, выходят на улицы. И тот факт, что после едва заметного роста реальных располагаемых доходов россиян на 0,8% по итогам 2011г. на фоне 40% роста цен на нефтяную смесь Brent и расширение объёмов экспорта с 400 млрд. долл. в 2010г. до 522 млрд. в 2011г. произошёл существенно более заметный рост располагаемых доходов по итогам 2012г. – на 4,2% – свидетельствует о судорожной попытке властей решить проблему социального недовольства путём заливания социальной сферы деньгами и наращивания поддержки малоимущим россиянам.
Тогда как реальные располагаемые доходы подавляющей части россиян, которые не получают «подачек» от высокопоставленных чиновников и вынуждены трудиться в рамках загнивающей «экономики трубы», сорвавшейся в штопор в 2011-2012гг. на фоне рекордно высоких цен на нефть, с учётом реальной инфляции в 12-15% не только не выросли, но даже сжались на 2-4%.
В этой связи с высокой долей вероятности можно говорить о том, что летом-осенью 2013г. по мере разрастания кризисных явлений в мировой экономике, сдувания пузырей на сырьевых рынках, урезания бюджетных расходов, дальнейшего роста платности активно приватизируемых социальных услуг и проявления негативных последствий от присоединения России к ВТО реальное ухудшение материального положения россиян продолжится. Это будет способствовать обострению социальных протестов, недовольства и постепенного перекидывания очага напряжения с крупных городов-миллионеров на крупные промышленные центры и сельскую местность, которые сильнее всего пострадают от наплыва дешёвых китайских и субсидируемых европейских товаров.
Итоги 2012 повергли в шок даже оптимистов
Напомним, что на днях Росстат подвёл окончательные экономические итоги 2012г. и опубликовал первую оценку динамики ВВП России и изменения ключевых компонентов российской деиндустриализированной экономики. Предварительная оценка Росстата вызвала откровенное недоумение и повергла в шок даже самых оптимистично настроенных экспертов – мало того, что итоговые результаты роста российской экономики оказались существенно хуже даже самых пессимистичных прогноз правительственных чиновников и Министерства экономики, так ещё произошло стремительное ухудшение самого качества роста ВВП и усиление деградации структуры экономики.
Прежде всего, в глаза бросаются масштабы затухания российской экономики, которой не в силах помочь даже стабильно высокие цены на нефть и крайне благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Согласно оценкам Росстата, итоговые темпы роста ВВП по итогам 2012г., составившие 3,4%, оказались заметно хуже не только прогнозов, дававшихся правительством в начале 2012г. (4,2-4,3%), но и совсем недавних оценок чиновников Министерства экономического развития и председателя правительства Дмитрия Медведева в Давосе и на Гайдаровском экономическом форуме (3,6%).
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что экономический рост в России затухает даже на фоне рекордно высоких цен на энергоносители – по итогам 2012г. среднегодовые цены на североморскую смесь Brent обновили свой абсолютный исторический максимум (в номинальном выражении) и достигли отметки в 111 долл. за баррель. Однако это нисколько не помешало обвалиться темпам роста российской экономики с 4,7-4,9% в первые месяцы 2012г. до едва заметных 1,9% в ноябре. Столь низких темпов роста российской экономики не наблюдалось аж с осени 2010г., когда цены на нефть находились на уровне в 1,5 раза ниже сегодняшних показателей и колебались в диапазоне 72-78 долл. за баррель.
Более того, российской экономике, задыхающейся от коррупционных поборов, высокой монополизированности, безудержного роста цен на услуги естественных монополий, ГСМ и ЖКХ (на 12-17%, что в 2-3 раза превышает темпы роста инфляции) и острой нехватки доступных долгосрочных инвестиционных ресурсов, больше не в силах помочь даже дорожающая нефть. Крайне благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и рекордно высокие цены на основные экспортные товары (нефть, газ, уголь, драгоценные и цветные металлы, лес и т.д.), которые обеспечивают свыше 70% бюджетных доходов России и как минимум 85% притока экспортной валютной выручки, оказываются бессильны перед структурными перекосами и низким качеством государственного управления.
Масштабы непроизводительных издержек, которые отечественные несырьевые промышленные предприятия и прочие отрасли, работающие на крайне низко платёжеспособный внутренний спрос, не в силах переложить на плечи рядовых покупателей, достигли таких размеров, что стали несовместимы с осуществлением любой созидательной деятельности за пределами контура добычи сырья, торгово-посреднических операций и финансовых спекуляций.
Отметим, что, несмотря на практически 40% рост цен на нефтяную смесь Brent в 2010-2011гг., произошедший на фоне «рабской весны», хаотизации Ближнего Востока и запуска печатного станка в США, Еврозоне и Японии, российская экономика не только не ускорила темпы своего роста, но даже умудрилась продемонстрировать заметное охлаждение производственной активности.
Так, после обвала на 7,8% в 2009г. по итогам 2010г. прирост экономики составил 4,9%, а уже в 2011г. сжался до 4,3%. Притом что в 2010-2011гг. профицит внешней торговли расширился с 151 до 198,1 млрд. долл., а объёмы вывоза нефти, нефтепродуктов и газа подскочил практически на 35% – с 253,8 до 341,7 млрд. долл. Однако даже этого колоссального притока нефтедолларов не хватило, чтобы реанимировать производственную активность и дать стимул наращиванию экономического роста.
Напомним, что если по итогам 2010г. суммарный размер временно свободных и лежащих без дела ресурсов федерального правительства на счетах в Банке России и коммерческих банках достигал 5,962 трлн. рублей, то уже в 2011г. их объём расширился до 7,748 трлн. рублей, а в 2012г. на фоне рекордно высоких среднегодовых цен на нефть размер лежащих без дела средств Минфина и вовсе достиг 8,824 трлн. рублей. Это эквивалентно 73% федерального бюджета России или 13,8% ВВП в 2012г. Всего же по итогам 2012г. совокупный размер чистых активов органов исполнительной (как федеральных, так и региональных и муниципальных) достиг 7,343 трлн. рублей, что существенно превышает показатели 2010 и 2011гг. – 5,035 и 6,537 трлн. рублей соответственно.
Другими словами, несмотря на практически 1,5-кратный скачок размера так называемой «нефтегазовой кубышки» и «подушки безопасности», полученной за счёт искусственного изъятия из экономики 3-4% ВВП ежегодно, темпы роста экономики сжались в 1,44 раза – с 4,9 до 3,4%. Если принимать во внимание рекордно низкие за последние 4 года темпы роста ВВП в последние месяцы, разрыв достигает ещё больших масштабов. Тем не менее, даже беспрецедентное за последние годы затухание экономической активности, сопровождаемое разрастанием структурных перекосов и дисбалансов, а также усилением архаизации экономики, не мешают чиновникам Правительства продолжать придерживаться принципов «кудриномики».
Экономические власти, не желая извлекать уроки из катастрофического обвала российской экономики в 2008-2009гг., с редким упорством продолжают накапливать «гробовые деньги», поддерживать дефицит денег и доступных кредитов, а также финансировать научно-технический прогресс и инновационные процессы на территории основных стратегических конкурентов России. Их по-прежнему не интересует тот факт, что только прямые ежегодные инвестиционные потери России от оффшоризации экономики и подсаживания на иглу внешних займов (вырос на 83 млрд. до 623,9 млрд. долл. по итогам 2012г.) достигают 55 млрд. долл., а с учётом прочих убытков и скрытых потерь Россия теряет порядка 200 млрд. долл. в системе неэквивалентного внешнеэкономического обмена.
Структурная деградация экономического роста
Отдельного внимания заслуживает продолжение и усиление в 2012г. тенденции качественной деградация самой структуры роста российской экономики и примитивизации производственных отношений, которые лишь усиливают сырьевую зависимость народного хозяйства, архаизацию промышленности, эрозию научно-технического потенциала и разрушение остатков высокотехнологичной промышленности.
Прежде всего, стоит отметить, что, отчитавшись о росте ВВП России на 3,4% и заявив о «сохранении позитивных тенденций в экономике страны», чиновники из финансово-экономического блока правительства забыли указать, что практически на 80% этот рост был обеспечен за счёт раздувания спекулятивных операций на финансовом рынке и бурного развития оптово-розничной торговли. Другими словами, вместо реальной модернизации экономики, подъёма наукоёмких производств и повышения конкурентоспособности продукции отечественной несырьевой обрабатывающей промышленности высоких переделов происходит усиление спекулятивной составляющей экономики и безудержный рост в откровенно непроизводительных секторах экономики, не имеющих практически никакого отношения ни к обещанной модернизации, ни к инновациям.
Согласно официальным оценкам всё того же Росстата, по итогам 2012г. объём созданной добавленной стоимости в финансовом секторе превысил 15%, что практически в 4,4 раза превысило общий рост российской экономики на 3,4% в том же году. Более того, в глаза бросаются масштабы и стремительность расширения спекулятивного сектора экономики России, по отношению к которому в принципе не совсем понятно, насколько уместно использовать термин «добавленная стоимость».
Финансовый сектор априори является посредническим сектором экономики, вся добавленная стоимость которого сводится к перераспределению национального богатства и дохода, а также извлечению прибылей за счёт искусственного завышения процентных ставок по кредитам и спекулятивного прокручивания поступающих в страну нефтедолларов и иностранных кредитов. Напомним, что Россия является, пожалуй, единственной крупной экономикой и членом группы G-8, в которой реальная эффективная ставка рефинансирования Банка России с учётом инфляции находится в положительной зоне (порядка 1,5%), а реальная ставка по кредитам варьируется от 5 до 13%.
Помимо этого в глаза бросается скачкообразный рост добавленной стоимости, создаваемой, а, точнее сказать, перераспределяемой в пользу финансовых спекулянтов и банковского секторе. Если ещё в 2011г. прирост добавленной стоимости в финансовом секторе составлял порядка 3,6%, то уже по итогам 2012г. он составил более 15%. Другими словами, темпы роста финансовых операций выросли более чем в 4 раза в течение всего лишь одного календарного года, тогда как темпы рост всей экономики в целом замедлились на 20%.
Напомним, что в предкризисный период 2004-2007гг. средние темпы роста добавленной стоимости в финансовом секторе экономики превышали 35%, тогда как российская экономика в целом росла менее чем на 7,6%. Более того, даже в разгар финансово-экономического кризиса в 2009г., когда ВВП России в силу крайне неэффективной антикризисной политики обвалился на 7,8% (сильнее всех стран в группе G-20, БРИКС и странах-нефтеэкспортёрах), финансовый сектор умудрился вырасти практически на 5,5%. Это наглядно продемонстрировало, в чьих интересах разрабатывалась и реализовывалась вся программа «антикризисной поддержки реального сектора экономики» – в очередной раз коррумпированные чиновники, сросшиеся с крупных олигархическим капиталом и монополиями, спасали своих бизнес-партнёров за счёт кармана рядовых граждан.
И это не удивительно – бесконтрольное выделение 6,5 трлн. бюджетных рублей на рефинансирование долгов производственных предприятий без введения контроля за их использованием и ужесточением валютного регулирования (как минимум введения «нулевой валютной позиции») обернулось перетоком выделенных государством триллионов рублей на финансовый рынок и прокручиванием средств налогоплательщиков в валютных спекуляциях. В результате которых размер золотовалютных резервов государства сжался на 220 млрд. долл. при одновременном чистом вывозе частным сектором свыше 133,7 млрд. долл., падении курса рубля на 50% по отношению к американскому доллару и сильнейшим обвалом производственной и инвестиционной активности среди всех крупных экономик мира.
Насколько можно судить, по мере урезания масштабов государственной поддержки национальной экономики и науки, либерализации внешнеэкономической деятельности (присоединение к ВТО), роста тарифов и коррупционных поборов, провоцирующих затухание реального сектора экономики и наукоёмких производств, именно финансовый сектор и спекулятивные операции на валютных и фондовых площадках становятся наиболее рентабельной и привлекательной сферой деятельности.
Именно он позволяют максимально эффективно в кратчайшие сроки и с высокой оборачиваемостью прокручивать поступающие в страну иностранные кредиты и экспортную выручку, а также легализовывать преступные доходы, извлекая колоссальные прибыли. В этой связи вполне объяснимым выглядит тот факт, что по на протяжении 2007-2012гг. (после снятия последних ограничений на трансграничное движение капитала) только по официальным оценкам Банка России ежегодные масштабы незаконного вывоза капитала за рубеж со стороны частного сектора варьируются в диапазоне 15-18 млрд. долл.
Также стоит упомянуть практически двукратный скачок темпов роста добавленной стоимости в ещё одном непроизводительном секторе экономики – оптово-розничной торговле и прочих посреднических операциях. Если ещё в 2011г. темпы роста данного сектора не превышали 3,3%, то уже по итогам 2012г. на фоне 44% роста выданных потребительских кредитов населению со стороны банков и 70% скачка задолженности россиян по кредитным картам темпы роста оптово-розничной торговли ускорились до 6,5%. Именно этим фактом объясняется удивительная устойчивость потребительских расходов и розничного товарооборота.
Также существенный рост экономической активности зафиксирован в сфере гостиничного бизнеса и оказания услуг в сфере общественного питания и ресторанной деятельности. Темпы роста указанного сектора по итогам 2011-2012гг. увеличились практически в 1,5 раза – с 3,5 до 4,8%. Судя по всему, расширение масштабов деятельности ресторанно-гостиничного бизнеса, обслуживающего коммерческие и личные интересы в лучшем случае 20% россиян, чьи доходы превышают 35 тыс. рублей в месяц и которым удалось более-менее удачно встроиться в паразитическую модель «экономики трубы», отражают усиливающуюся имущественную дифференциацию россиян. А также ускоренный рост доходов наиболее состоятельной части общества, сосредоточенной в городах-миллионерах.
Также весьма неплохо обстоят дела в сфере операций с недвижимостью, которые главным образом обслуживают платёжеспособный спрос наиболее состоятельной части российского общества и уже давно превратились из инструмента удовлетворения потребностей широких слоёв общества в качественном и доступном жилье в инструмент сохранения и преумножения капитала 10-15%, а также механизм легализации преступных доходов и «отмывания» незаконных активов. Неудивительно, что данный сектор экономики чувствует себя гораздо лучше всей экономики в целом – темпы роста хоть и сжались с 5,8% в 2011гг. до 4,7% по итогам 2012г., но, тем не менее, существенно превосходят динамику ВВП.
Определённый оптимизм вызывают весьма высокие по меркам затухающей промышленности темпы роста добавленной стоимости (на 3,8%) в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг. Однако нужно отдавать себе отчёт в том, что, во-первых, это в чистом виде компенсационный рост после обвала на 2,3% в 2011г. и результат статистического эффекта низкой базы. Во-вторых, ускоренный рост добавленной стоимости в социальной сфере и здравоохранения во многом обусловлен общим вектором властей на скрытую приватизацию бюджетной сферы и повышение платности государственных услуг.
В условиях, когда 60% россиян относятся Институтом социологии РАН к бедным, нищим и полунищим слоям населения, а среднедушевые доходы практически 75% населения России вообще не дотягивают до среднего показателя по стране (22,8 тыс. рублей), безудержно дорожающие социальные услуги становятся непозволительной роскошью для подавляющей части населения страны.
Также сравнительно неплохо по меркам всей российской экономики в целом обстоят дела с налогообложением – прирост чистых налогов на продукты даже после замедления с 7,1% до 3,8% по итогам 2011-2012гг. по-прежнему существенно опережает общий рост российской деиндустриализированной экономики. Другими словами, финансово-экономический блок правительства, не желающий заниматься повышением эффективности бюджетной системы, увеличивать собираемость налогов, а также создавать налоговые стимулы для модернизации и развития научно-технического потенциала, продолжает увеличивать фискальный пресс на производство даже в условиях усиления депрессивных тенденций в экономике и, в особенности, в производственном секторе. Такого рода подходы к налогово-бюджетной политике и безусловный примат фискальной функции для пополнения бюджета при игнорировании всех остальных функций бюджетной политики (перераспределительной, стимулирующей, структурной и т.д.) провоцирует лишь усиление кризисных явлений в экономике, примитивизацию производства и деградацию научно-технического потенциала.
Реальные производства на грани обвала
Откровенно удручающими оказались цифры Росстата по динамике добавленной стоимости в реальном производственном секторе экономики, который, по идее, и должен был стать локомотивом модернизации отечественной промышленности и инфраструктуры, а также базой для ускоренного развития наукоёмких производств в рамках современного и зарождающегося технологического укладов. Согласно официальным данным статистического ведомства, темпы роста добавленной стоимости в обрабатывающем секторе сжались с 5,3% в 2011г. до 3,2% по итогам ушедшего 2012г.
Столь низких темпов роста в производственном секторе не наблюдалось аж с кризисного 2009г., когда в связи с формированием острого дефицита денег в экономике (объём денежной массы М2 обвалился на 10% на фоне падения притока нефтедолларов, оттока капитала и привязки эмиссии рублей Банка России к притоку иностранной валюты) и отказом экономического блока правительства нарастить масштабы поддержки реального производственного сектора экономики объём добавленной стоимости в обрабатывающих производствах рухнул на 14,6%. Более того, нынешние темпы роста добавленной стоимости в обрабатывающем секторе приблизительно в 2 раза ниже средних темпов роста в докризисный период 2003-2007гг. – 3,2 против 7,1% соответственно. Притом что цены на нефть превышают отметки того времени в среднем в 2 раза.
Это неудивительно, если принять во внимание тот факт, что российская промышленность семимильными шагами сваливается в депрессивное состояние и демонстрирует минимальные темпы роста выпуска продукции за последние годы. Напомним, что увеличение объёмов промышленного производства по итогам 2011-2012г. сжались с 4,7% до 2,6%, прирост выпуска продукции в обрабатывающей промышленности сократился с 6,5% до 4,1%, а рост объёмов грузооборота коммерческого транспорта сократился с 3,4% до 1,7%.
Не лучше обстоят дела в добывающем секторе экономики, который должен был стать основным бенефициаром от превращения России в сырьевую колонию и надувания спекулятивных пузырей на товарно-сырьевых рынков в условиях эмиссионной накачки мировой экономик со стороны ФРС США, ЕЦБ, Банка Японии, Банка Англии и т.д. Темпы роста добавленной стоимости в сырьевых производствах замедлились аж в 3 раза – с 2,9 до 0,9%. Это практически в 7 раз ниже, чем в 2010г. (7%) и в 4 раза хуже, чем в среднем за период 2003-2008гг. (3,6%). Судя по всему, даже добывающие производства, являющиеся фундаментом всей российской экономики и несущей конструкцией бюджетной системы, перестают реагировать на благоприятную ценовую конъюнктуру. Масштабы технологического упадка, изношенности производственных мощностей и внутрикорпоративного воровства и нацеленность собственников на перекачивание извлекаемых сверхприбылей в оффшоры для демонстративного потребления, а не на модернизацию, стали несовместимы с развитием добывающего сектора.
Также сильный спад темпов роста добавленной стоимости зафиксирован в рыболовстве (с 4,1% до 1,5%) и системе естественных монополий – с и без того едва заметных 0,5 до 0%. Стагнация экономической активности в сфере производства газа, электроэнергии и воды, которая является опережающим индикатором общего состояния ситуации в экономике, не может не вызывать беспокойство – это сигнал об усилении депрессивных и даже кризисных тенденций в народном хозяйстве. Притом что в докризисный период 2003-2007гг. средние темпы роста естественных монополий не опускались ниже 2,2%.
Также существенное затухание зафиксировано в системе транспорта и связи, прирост экономической активности в которых сжался в 2,5 раза в течение всего лишь одного года – с 6,6% в 2011г. до 2,7% по итогам 2012г. Принимая во внимание тот факт, что именно транспортный сектор и грузовые перевозки являются одним из наиболее репрезентативных и надёжных опережающих макроэкономических индикаторов (вкупе с новыми заказами, выданными кредитами, потребление электроэнергии и услуг естественных монополий и т.д.), который весьма точно отражает реальную ситуацию в производственном секторе экономики.
Демонстрируемые сегодня темпы роста транспорта и связи не только существенно хуже показателей восстановительного роста 2010г. на 5,6%, последовавшего вслед за просадкой в 2009г. на 8,6%, но также не дотягивают до средних отметок 2003-2007гг. (6,7%).
Не намного лучше обстоят дела в строительном секторе, темпы роста которого сжались более чем в 2 раза на протяжении 2011-2012гг. – с 4,5% до 2%. Нынешние темпы роста выглядят беспрецедентно низкими не только на фоне восстановительного роста 2010г. в размере 4,4%, последовавшего после кризисного спада на 14,7% в 2009г. Нынешние темпы роста не идут ни в какое сравнение с той динамикой, которую демонстрировал строительный комплекс на протяжении 2003-2007гг., когда добавленная стоимость увеличивалась на 11,7% ежегодно.
Принимая во внимание не просто масштабы затухания строительной деятельности, но также стремительность данного процесса, становится в принципе не понятно, каким образом правительственные чиновники собираются исполнять предвыборные обещания президента «решить квартирный вопрос» и ввести в эксплуатацию сотни миллионов квадратных метров доступного жилья. При нынешней стагнации в строительном комплексе и едва заметном вводе нового жилья (на 4,7% по итогам 2012г.) не возможно не только преодолеть хронический дефицит доступного жилья и снизить цены до приемлемого уровня, но даже элементарно остановить рост ветхого и аварийного жилья. Притом что удельный вес ветхого и аварийного жилья только за последний 21 год подскочил в 3 раза, а его площадь достигла 98,9 млн. квадратных метров.
Крайне непростая ситуация складывается в социальной сфере, которая в России не только недофинансируется на протяжении последних 20 лет «рыночных преобразований» в 2,5-3 раза по сравнению с крупными экономически развитыми и динамично развивающимися странами (10-11% ВВП против 22-27%), но и является объектом скрытой приватизации. Спад добавленной стоимости в системе «отреформированного» образования на 7,7% по итогам 2011г. сменился едва заметным ростом на 0,1% в 2012г., который гораздо проще отнести к статистической погрешности, нежели проявлению позитивной динамики.
Не лучше обстоят дела в ещё одной жертве «либерального погрома» и бурной реформаторской деятельности финансово-экономического блока правительства – предоставлении социальных, коммунальных и персональных услуг, спад которых на 3,5% в 2011г. сменился условным ростом на 0,1% по итогам 2012г. Если в образовании в докризисный период 2003-2007гг. среднегодовой прирост не превышал 0,7%, то в сфере социальных, коммунальных и персональных услуг темпы роста достигали 5,2%, что ещё наглядней демонстрирует неадекватность результатов 2012г.
Также откровенно удручающими оказались цифры по самозанятости населения – после обвала добавленной стоимости в деятельности домашних хозяйств на 6,3% в 2011г. была зафиксировано стагнация по итогам 2012г. (0%). Скорее всего, на фоне ухудшения условий кредитования малого и среднего бизнеса, разрастания административных барьеров и коррупционных поборов, скачкообразного роста цен на услуги естественных монополий, ЖКХ и транспорта, удорожания ГСМ, а также первых последствий от присоединения России к ВТО (в том числе 8-кратного снижения импортных пошлин на ввоз свинины) вслед за затуханием производственной активности в целом наблюдается сворачивания деятельности на уровне домашних хозяйств и подсобных хозяйств.
Статистические парадоксы
Не меньше вопросов вызывают нестыковки в отчёте Росстата – мало того, что, как и прежде, наблюдаются существенные расхождения в оценке дефлятора ВВП и темпов роста экономики между Росстатом и МЭР, так ещё и сам отчёт основного статистического ведомства страны оказался внутренне крайне противоречивым.
Прежде всего, в принципе не понятно, каким образом Росстат умудрился зафиксировать рост удельного веса государственных расходов в ВВП России с 17,8 до 18,5% в 2011-2012гг. в условиях, когда темпы роста данного сектора экономики сжались с 1,2% до 0% за рассматриваемый период. Чисто теоретически возможно увеличение вклада того или иного сектора в формирование странового ВВП при одновременном затухании его роста в случае, если рост экономики оказывается менее существенным, чем указанного сектора. Однако в нашем случае имеет место откровенно необъяснимый с точки зрения здравого смысла статистический парадокс – темпы роста экономики превысили 3,4%, тогда как расходы государственного сектора остались на неизменным.
К слову сказать, стагнация государственной поддержки национальной экономики и замораживание инвестиционных проектов в условиях непрекращающихся заявлений о необходимости «индустриализации» и «инноваций» наглядно демонстрируют хроническое нежелание и неспособность правительства реализовывать предвыборные обещания президента и заниматься модернизацией экономики.
Именно принятие откровенно антимодернизационного бюджета на ближайшие 3 года вкупе с принятием так называемого «бюджетного правила», которое легитимизирует искусственное изъятие денег из экономики и ненужное влезание в долги, а также сокращением государственных расходов в экономике наиболее отчётливо демонстрирует реальное отношение властей к своим предвыборным лозунгам. Судя по всему, правительство даже и не планировало их исполнять. За что уже успело получить 3 выговора, 2 скандальные отставки федеральных министров и публичную критику во время недавнего расширенного заседания правительства. Однако воз и ныне там.
Ещё больше указанный феномен вызывает удивления в свете того, что, несмотря на ускорение темпов роста затрат домашних хозяйств с 6,4% до 6,6% в 2011-2012гг. не произошло вообще никакого расширения удельного веса данного компонента в ВВП – он как был, так и остался на отметке в 48,2%. Да, безусловно, определённый вклад могло внести пускай и незначительное, но хоть какое-то увеличение социальной поддержки малоимущих и социально незащищённых слоёв населения: пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, матерей-одиночек и т.д.
Не стоит исключать, что Росстат пытается искусственно завысить вклад государства в ВВП и степень вмешательства властей в управление экономическими процессами. Не исключено, что это делается в том числе с целью обоснования необходимости дерегулирования экономики, ухода государства из народнохозяйственного комплекса и запуска проекта «Приватизация 2.0».
Не лучше обстоят дела с некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства, снижение добавленной стоимости которых на 4,8% в 2011г. продолжилось сокращением на 1% в 2012г. В результате чего их вклад сжался с чуть более 0,5% ВВП до чуть менее 0,5% ВВП.
Гораздо лучше обстоят дела в инвестиционном секторе экономики – несмотря на снижение темпов роста валового накопления капитала с 22,6 до 5,3% темпы роста накопления основного капитала (т.е. капитальных вложений в основные фонды и производственные мощности) замедлились мене существенно – с 10,2 до 6% по итогам 2011-2012гг. В связи с чем вклад запасов материальных оборотных средств в ВВП России сжался с 3,7 до 3,6%, а норма накопления основного капитала напротив расширилась с 21,4 до 21,8% за последние 2 года.
Однако нужно отдавать себе отчёт в том, что существенный вклад в расширение инвестиционной активности вносит реализация крупномасштабных, а крайне непрозрачных с финансовой точки зрения и коррупциогенных инвестиционных проектов со стороны крупных государственных и полугосударственных структур. Не говоря уже о вливании триллионов рублей со стороны правительства в реализацию обросших громкими коррупционными скандалами имиджевых «строек века» – начиная от Олимпиады в Сочи в 2014г. и Саммита АТЭС осенью 2012г. до прокладки веток газопроводов «Южный» и «Северный поток», возведения стадиона ФК «Зенит» и подготовки в Чемпионату мира по футболу к 2018г.
Другими словами, то, что на самом деле является коррупцией, нецелевым использованием бюджетных ресурсов, разворовыванием средств налогоплательщиков, откатами и т.д. по факту закладывается в сметы затрат и учитывается в капитальных вложениях. На долю такого рода «распилов» и разворовывания бюджетных средств, по экспертным оценкам, приходится от 25 до 35% суммарных затрат на капитальные вложения. Так что реальная норма накопления капитала в России существенно ниже официальных 21,8% и с трудом дотягивает до 15-16% ВВП, что в 2,5-3 раза ниже, чем в динамично развивающихся экономиках Азии и, прежде всего, Китае.
Стоит отметить, что практически полностью себя исчерпал потенциал наращивания производства за счёт работы на склад и расширения материально-технических запасов готовой продукции и полуфабрикатов. Если в 2010-2011гг. рост складских запасов многократно опережал рост экономики в целом и достигал 25-30% в годовом выражении, а вклад МТЗ в ВВП составлял 3,7%, то по итогам 2012г. его вклад сжался до 3,6% в силу формирования избыточных нераспроданных запасов. Указанный фактор также будет оказывать негативное воздействие на рост российской экономики в 2013г., который с трудом превысит 2,5-2,7% при сохранении нынешнего соотношения курса рубля к американскому доллару (29,9 рублей) и цен на нефтяную смесь Brent (114 долл. за баррель).
Не вызывает никакого оптимизма ситуация с внешней торговлей и её вкладом в российскую экономику. По итогам 2011-2012гг. удельный вес чистого экспорта в формировании ВВП сократился на 1 процентный пункт – с 8,4% до 7,4% ВВП. При этом основной вклад в ухудшение ситуации внёс недостаточно уверенное ускорение темпов роста добавленной стоимости экспорта с 0,3% до 1,8% на фоне менее заметного снижения темпо роста импорта – с 20,3 до 8,7%. Как уже неоднократно отмечалось ранее, судя по всему, российской экономике окончательно перестали помогать даже рекордно высокие цены на нефть.
«Нефтяной бобик» окончательно умер в 2012г., а все попытки блох и прочих паразитов (чиновников, олигархов, криминальных структур и т.д.), выкачивающих кровь из и без того ослабленного общественного организма, удержать на ногах «экономику трубы» приводят лишь к ещё большей деградации экономики, архаизации производства и технологическому упадку. Что подталкивает Россию к пропасти не только социально-экономического, но общесистемного кризиса.
Короткий URL: http://kommunist-kalugi.ru/?p=4559