Космос — это умелые, смелые и знающие люди!

Дорога к звёздам начинается на земле. Калужский городской комитет КПРФ накануне Дня космонавтики организовал ряд встреч со студенческой молодёжью. Вот что об этих встречах говорит ветеран космодрома Байконур, испытатель космической техники Александр Александрович Гущин.

Международный день космонавтики — 12 апреля 1961 года. А ведь это неверно! Я начал бы отсчёт не с этой даты, и даже не с 4 октября 1957 года, даты запуска нашего «Спутника», а с 21 августа 1957г., когда впервые совершила успешный полёт наша знаменитая «семёрка», наш надёжный «Союз»! Почему? Да потому, что именно этот полёт своим успехом подвёл первый итог грандиозному труду нашего советского народа. Космонавтика состоялась именно тогда.

Вестибюль железнодорожного техникума, просторный и светлый, встретил нас красочной растяжкой «Железным дорогам России — 135 лет!». Подумалось: «Молодцы, помнят!». А нашему юбилею всего 52 года. Очень точно сказал мудрый человек, что народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего. И совсем не хочется проверять его правоту на практике.

Светлый лекционный зал, оборудованный техникой для показа фото и видео, — «Беседуйте, пожалуйста! Будьте как дома!», постепенно, шумными группами и поодиночке, заполнялся. Набралось человек 80 ребят, в основном мальчишек. Ну, профессия такая.  Смотрят внимательно и испытующе на нас, двух седых ветеранов. Нам не привыкать. За нашими плечами уже история, уже прошлое и немного настоящее. Что же они знают о космонавтике? О радости побед и горечи поражений, о людях и технике?

Юрий Алексеевич Гагарин… Зал дружно и радостно аплодирует. А ведь правда! Его имя, его дело, эта наша общая победа, — будут жить в веках! А знают ли эти ребятишки, что из девяти запусков «семёрки» перед его полётом три были аварийными, и подряд успешными были лишь два из них, полёты с манекенами непосредственно перед гагаринским? Надёжность ракеты составляла 0,77. Как же надо было верить всем, и Ю.Гагарину, в успех этого полёта! И как же труден был путь к победе. А в зале сразу вопросы: «А были ли отказы, аварии при полётах советских и российских космонавтов?».

В зал врывается громовой рокот стартующей ракеты. Вот она, на экране,  в клубах огня  медленно, величаво уходит со старта. Вот она слепящей иглой вонзается в облака, вот затихает ровный гул и факел двигателей меркнет за облаками… И взрыв, и второй! Слепящая заоблачная вспышка… И краткая, звенящая тишина! А следом нарастающий разноголосый свист сыплющихся обломков и вспышки, вспышки и взрывы упавших на землю ступеней… И звяканье падающего на землю металла… И пожары…

Смотрю на озадаченные, ошеломлённые, ироничные, испуганные глаза ребят и девушек. Да, друзья мои. Так начиналась космонавтика, так начиналась работа испытателей. И надо было выяснить, раскопать среди горелого металла и фолиантов конструкторской документации, что же не додумали, не сумели, чего ещё не знали, не учли, где ошиблись люди. Так шаг за шагом, от удачного пуска к аварии и опять к удачному пуску, и опять… «А как же  люди летают на этой ракете?», — голос из зала. Да нет, уже не на этой, а похожей лишь внешне, но очень надёжной. Вероятность безотказной работы  0,99!  И если всё же происходит что-то опасное, вступает в работу система аварийного спасения  — САС.

Припомнился один такой случай. Ночь. Ракета на старте. Экипаж — два космонавта, Владимир Титов и Геннадий Стрекалов, 26 сентября 1983 года. До запуска меньше минуты. И вдруг (всегда это «и вдруг!») всплеск огня у основания ракеты! И ещё! И сноп искр, и  огненный фонтан до самого верха! Казалось, ракета шатнулась раз, другой… И тут острый факел огня у головной части ракеты, и аппарат с космонавтами взмывает по крутой дуге ввысь и исчезает в тёмной вышине вместе с погасшим факелом. Это сработала САС! Космонавты на парашюте   вместе с аппаратом опустились в полной безопасности в четырёх км от старта. А старт в огне, и ракета, и — взрыв!.. И вновь, как всегда, работа испытателям. А экипаж, эти отважные, мужественные, смелые люди! Каждый из них совершил после этого ещё по три полёта в космос, став  В.Титов — Героем, а Г.Стрекалов дважды Героем Советского Союза! И это она и есть, та самая дорога через тернии к звёздам!

А начинается она на земле. Как готовят аппараты и ракеты к полёту? Какие проблемы, трудности и опасности подстерегают испытателей?  Мой коллега, Эдуард Константинович Рогов, знает об этом не понаслышке. Конечно, техника очень сложная. Как правило, это автоматические системы  с собственным компьютерным «умом». И чем сложнее система, тем сложнее оборудование для её проверки, подготовки и обслуживания. И испытателю надо в совершенстве знать и то, и другое. И не только знать,  но и многое уметь. Каждый аппарат как живой организм. И требует умелой заботы и работы. Подготовка аккумуляторов, заправка сжатыми газами и  специальными  жидкостями, термостатирование и поддержание необходимых режимов, и заправка компонентами топлива… И тут возникают дополнительные  трудности (ведь топлива горят!) и опасности для людей, особенно если используются ядовитые компоненты ракетных топлив. Тогда всякая ошибка — прямая угроза жизни. И работа требует точных знаний и умения, предельной аккуратности и внимания, собранности   и   смелости без лихости. Работа  для   настоящих   мужчин   и   подготовленных   испытателей! Однажды   при  проверке аппарата  был просто   напросто   неправильно   состыкован электроразъём. При подаче напряжения   начала   плавиться     и гореть изоляция провода. Увидев это, мой   коллега сумел руками   порвать провод, предотвратив пожар и   взрыв.   Как   он   потом   рассказывал,  в спокойной обстановке, как ни старался, такой   провод   он порвать  не   смог. И добавил, что часто  геройство и подвиги   одних   вызваны   бывают   неумением   и   разгильдяйством    других.

«Космонавтика, — отметил в заключение Эдуард Константинович, и я с ним абсолютно согласен,  — сейчас,   в наше время,   ждёт   молодых,    решительных, знающих   своё   дело   специалистов.   Вы — наша   смена,  вы ничем не слабее нас. Учитесь,   дерзайте,    идите вперёд. Дела  страны    зависят   от   ваших молодых крепких рук и светлых умов!» Весь зал ответил ему дружными аплодисментами. Ребята    выходили  из  зала  тихо,  задумчиво,  негромко переговариваясь. Что ж. Успехи в космосе, куются на земле.

 

В беседе приняли участие ветераны космодрома Байконур,

Заслуженные испытатели космической техники

Александр Александрович Гущин

Эдуард Константинович Рогов

 

Короткий URL: http://kommunist-kalugi.ru/?p=4840

Опубликовал Marina в Апр 12 2013. Соответствие Калужские новости, Срочно распространить!, Фотографии. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Ответы на данный момент закрыты.

Комментарии закрыты

Войти